|
||||||||||||||||||||||
Прощание со Сталиным
State Funeral
ПРЕСТИЖ КИНО
представляет фильм СЕРГЕЯ ЛОЗНИЦЫ «ПРОЩАНИЕ СО СТАЛИНЫМ» «State Funeral» Нидерланды – Литва, 2019, 135 мин. Мировая премьера фильма состоялась на Венецианском кинофестивале 2019 года. Загадка культа личности раскрывается в грандиозном зрелище – похоронах Иосифа Сталина. Уникальные архивные кадры, снятые в марте 1953 года, прежде практически никто не видел. Смерть Сталина потрясла страну. На похоронной церемонии присутствовали сотни тысяч скорбящих. В фильме прослеживаются все стадии траурного спектакля, названного газетой «Правда» Великим прощанием. СЕРГЕЙ ЛОЗНИЦА: 5 марта 1953 года после тяжелой болезни Генеральный секретарь ЦК КПСС, вождь мирового пролетариата, генералиссимус Иосиф Виссарионович Сталин скончался в своей загородной резиденции. Трагическая тень смерти опустилась на всю страну. Миллионы людей из разных уголков Советского Союза устремились в Москву, чтобы принять участие в траурной церемонии и прощании с «другом всех детей», «великим кормчим», «вождем мирового пролетариата». Те, кто не смог приехать, собирались на митинги памяти в своих городах, поселках и деревнях, на заводах и фабриках, в школах и университетах, чтобы поддержать друг друга в момент отчаяния и горя. Они клялись в верности своему «великому учителю», и эта клятва была слышна от Бреста до Владивостока, от реки Игарки до города Кушки. Жизнь во всей стране остановилась. Случилось невозможное – всемогущий товарищ Сталин скончался. Это было чувство настоящего апокалипсиса. Скорбящие члены советского правительства устроили Великое прощание. Гроб с телом Сталина был выставлен в Колонном зале Дома союзов. Это была последняя возможность для граждан СССР и рабочих всего мира увидеть великого вождя. 6 марта, несмотря на холод, люди заполонили улицы Москвы в надежде увидеть гроб Сталина. Три дня и три ночи нескончаемая процессия оплакивающих – крестьян, рабочих, солдат и офицеров, работников искусства и ученых, представителей советской интеллигенции – шла мимо гроба, украшенного цветами, экзотическими растениями и похоронными венками. Среди скорбящих были и известные иностранцы – представители правительств стран народной демократии, члены антигитлеровской коалиции, друзья СССР, «те, кого трагическая новость о смерти Сталина потрясла и заставила приехать в Москву, чтобы оплакать человека, которому они были обязаны своей жизнью и счастьем». «Мы должны сплотиться вокруг Коммунистической партии! Коммунистическая партия Советского Союза, трудящиеся нашей страны и всего мира понесли трагическую утрату. Перестало биться сердце выдающегося ленинца и соратника Ленина, мудрого вождя и учителя партии и всего советского народа Иосифа Виссарионовича Сталина. Имя Сталина навсегда останется в сердцах нашего народа и всего прогрессивного человечества. Это имя символизирует славу Советского Союза и вдохновляет на борьбу за светлое будущее всех народов!» («Правда», 8 марта 1953) Коллекция Российского государственного киноархива в Красногорске содержит уникальные киноматериалы, снятые с 5 по 9 марта 1953 года, когда в СССР был объявлен траур. Это не только кадры из Колонного зала Дома союзов, где был выставлен гроб, полностью зафиксированные на пленке траурные речи советских партийных и правительственных деятелей на Красной площади, церемония внесения гроба в мавзолей Ленина, который с того момента стал мавзолеем Ленина и Сталина, но и киноматериалы, снятые в разных местах СССР на траурных митингах – на фабриках, в школах, больницах, – в которых принимали участие миллионы людей. Я столкнулся с огромными объемами материалов. Например, несколько съемочных групп три дня подряд снимали нескончаемые потоки людей, которые двигались по улицам, ожидая своей очереди войти в Колонный зал. Те «счастливчики», кого впустили внутрь, выстраивались в две линии и поднимались по парадной лестнице, украшенной цветами и знаменами и, наконец, добирались до гроба вождя. Много материала посвящено видным партийным деятелям и советским знаменитостям, которые по очереди стояли у гроба Сталина в почетном карауле. Есть кадры, где художники делают посмертную маску или наброски для посмертного портрета… Отдельная коллекция кадров посвящена цветочным композициям и венкам, присланным со всей страны. В одном из эпизодов фильма показано прибытие иностранных делегаций (некоторые возглавляли руководители государств) – «друзей» СССР. В аэропорту их встречали и приветствовали советские официальные лица. Одновременно на московские вокзалы прибывали обычные люди из Ленинграда и Казани, Курска и Саратова, Киева и Минска в надежде успеть на похороны вождя… Масштаб события был по-настоящему вселенским. Фильм – это хронология четырех дней: с момента объявления о смерти Сталина до похорон на Красной площади. Мне хотелось показать, как потрясение, вызванное сообщениями в газетах, переросло в массовую истерию, кульминацией которой стала давка на Трубной площади, где погибли сотни скорбящих. День смерти Сталина стал ключевым моментом в истории СССР. Это событие принесло с собой изменения, почти незаметные и эфемерные в начале, которые, в конечном счете, разрушили коммунистический режим. Страх, традиционная молчаливая покорность и раболепие, господствовавшие в стране, построенной жестокостью и деспотизмом тирана, просуществовали много лет, но режим потерял свою основу и был обречен. Смерть Сталина означала смерть эпохи. Жизнь и личные истории миллионов людей, оплакивавших вождя в марте 1953-го, изменились, даже если они этого не осознавали. Очень важным для меня было погрузить зрителя внутрь этого исторического события – не как беспристрастного наблюдателя или ценителя редких архивных кадров, а в качестве участника и свидетеля грандиозного, страшного и гротескного зрелища, раскрывающего суть тиранического режима. СЕРГЕЙ ЛОЗНИЦА: (из интервью журналу «Сеанс») Визуальная часть «Похорон Сталина» полностью смонтирована из рабочих материалов фильма «Великое прощание»? Это материал, который снимался в тот период, и я думаю, весь он предназначался для фильма о похоронах Сталина, который делали Сергей Герасимов, Илья Копалин, Михаил Чиаурели, Григорий Александров... Какое разделение ответственности между четырьмя грандами советского кино! Не понимаю, как они монтировали картину в восемь рук. Большой вопрос вызывает и тот факт, что фильм был сразу положен на полку. В «Великом прощании» нет ничего крамольного, кроме того, что он славит Сталина. Это значит, что дорогие руководители страны, даже не видя результат, не желали этот фильм выпускать — он был готов уже через месяц, в начале апреля. Это очень интересный факт. Я думаю, съемки были масштабной акцией прикрытия, чтобы никто не заподозрил, что в последующем на Сталина попытаются свалить ответственность за все трагедии и преступления, которые они вместе совершили. Сколько в целом часов материала вам удалось обнаружить? Всего было 30-35 часов, точнее может сказать Владилен Верник, который работал в архиве. 117 коробок, и каждый кадр мы описывали вместе с монтажером. Это огромная работа, на которую мы потратили месяца три. На монтаж ушло четыре месяца, что очень много для меня, обычно я монтирую быстро. Насколько я понимаю, это не весь материал, который был снят. Советские архивы самые надежные — они и пакт Молотова-Риббентропа сохранили в оригинале. Очень интересна судьба всего этого. Мне было бы ужасно любопытно найти кого-то, кто мог бы рассказать историю съемок. Где-то в интернете я читал, что съемки начинали по заданию НКВД... Мы пытались что-то узнать, но нам не удалось найти людей, знающих подробности. А по чему, вам кажется, плачут все эти люди? По конкретному человеку, по миру, который вместе с ним закончился, по подаренному товарищем Сталиным счастливому детству? Думаю, одной причины не существует, тут нужно говорить о психологии масс. Все-таки это разработанная теория, есть какие-то законы массовой психологии — и они уходят глубоко в наше многомиллионное прошлое. Человек остается стадным животным, мы не должны об этом забывать. У испанского исследователя Хосе Дельгадо был опыт инкорпорирования электрона в ту область мозга обезьяны, где возбуждаются страх и истерика. Оказалось, одной такой обезьяны достаточно, чтобы через десять минут все стадо впало в то же состояние. Не знаю, насколько можно проводить параллель между этим экспериментом и тем, что испытывали люди на похоронах Сталина, но в большой толпе такие вещи часто передаются быстро, начинают создавать определенный резонанс и толпа впадает в экстаз. Я думаю, когда создаются условия, чтобы миллионы могли пройти через это, когда вся страна наполнена скорбью и горем, удержаться сложно. Нужно быть такой личностью, как Бродский, например, который не плакал вместе со всеми на коленях в школе. У него есть прекрасное эссе по этому поводу. Он тоже пытался докопаться до этого и, думаю, сказал правду: действительно искренне оплакивали тирана, и, наверное, ни одного тирана так искренне не оплакивали, исходя из истории, которую мы знаем письменно. В своей попытке объяснить это он бродит вокруг да около, там много рационального, но, тем не менее, я чувствую, что это не до конца ясно. Поэтому я сделал этот фильм. Мне все понятно, но не все ясно, если можно так сформулировать. Это все-таки загадка. Как этот персонаж достал из человеческой руды то, что он достал, как он переформатировал российскую империю, что было в этой руде... Мы продолжаем жить в среде, которую создал Сталин, поэтому о нем вся эта песня. СЕРГЕЙ ЛОЗНИЦА
Окончил Киевский политехнический институт и ВГИК. Режиссер документальных фильмов «Жизнь, осень», «Блокада», «Майдан», «Событие», «Аустерлиц», «Процесс» и др.). Режиссер игровых фильмов «Счастье мое» (конкурсная программа Каннского МКФ), «В тумане» (приз ФИПРЕССИ на Каннском МКФ), «Кроткая» (конкурсная программа Каннского МКФ), «Донбасс» (приз за режиссуру в программе «Особый взгляд» Каннского МКФ). МНЕНИЯ
«Цветную и черно-белую пленку восстановили и отреставрировали так, что на ней нет ни царапины - в сочетании с мастерским монтажом это рождает эффект вертиго и эффект присутствия». Комсомольская правда «Новый фильм Сергея Лозницы – это грандиозное монтажное историческое кино, возрождающее авангардистский дух киноков и документалистскую эстетику Эсфирь Шуб». InterMedia «Сергей Лозница не облегчает жизнь своим зрителям. Его игра в объективность и отстраненность, особенно очевидная в документальных (и тем более монтажных) фильмах, требует от аудитории активного соучастия, домысливания, интеллектуальной и эмоциональной работы. Иначе будет неинтересно». Meduza «Исследование феномена взаимосвязи террора и иллюзии, непостижимой, исступленной привязанности к тирану, механизма и магнетичности мифотворчества. Готовности коллективного подсознания включиться эмоционально в идеологический заказ». Новая газета «Запечатленные в 53-м на пленку самые многолюдные похороны в истории человечества, два миллиона скорбящих, - отражают чудовищный феномен полной завороженности злом, каким-то мановением самого дьявола, не меньше, превратившим шестую часть суши в территорию тотального кошмара». Новые Известия «Несмотря на то, что режиссер никогда не ведет со зрителями откровенного разговора и вопреки тому, что формально в картине нет отсылок к современности, фильм, как и другие ленты автора, пугающе актуален». Proficinema.ru
За дополнительной информацией и материалами, пожалуйста, обращайтесь:
Александра Терновская, Сinema Prestige, +7 985 969 80 91, pr@cinema-prestige.ru |
||||||||||||||||||||||
© «Синема Престиж» 123242 Москва, ул. Дружинниковская, д.15, "Киноцентр" офис 401 +7 (495) 937-67-40, по вопросам оптовых закупок: +7 (495) 788-96-75 |