КИНОПРОКАТ
Туринская лошадь
A torinói ló



год 2011
страны Венгрия, Германия, Франция, Швейцария
режиссер Бела Тарр
актеры Янош Держи, Эрика Бок, Михай Кормош
сценарий Ласло Краснахоркаи, Бела Тарр
продюсер Габор Тени
оператор Фред Келемен
композитор Михай Виг
продолжительность 146 мин.
премьера в России 15.03.12

      скачать пресс-релиз



В 1889 году философ Фридрих Ницше на улице Турина увидел, как извозчик избивает лошадь. Ницше бросился к лошади, обнял ее и заплакал, а после этого замолчал навсегда, до самой смерти, наступившей через одиннадцать лет. Это предыстория сюжета. А в фильме та самая лошадь становится одним из «действующих лиц». Два других – старик-крестьянин и его дочь. Действие происходит на протяжении шести дней, становящихся метафорой конца света…

Бела Тарр: «Это фильм о смертности, и родился он из глубокой боли, которую я постоянно испытываю, как и все мы, приговоренные к высшей мере».
«Я счастлив, когда кто-то мне говорит: «Ваш фильм печален и депрессивен, но он полон энергии и силы, которые сделали меня счастливым». Будь я пессимистом, я бы не снимал кино! Пошел бы и сразу повесился, как должен поступить подлинный пессимист. А я верю, что кто-то пойдет смотреть мой фильм через двадцать или даже пятьдесят лет. Что это, если не оптимизм?» (из интервью «Я никого не осуждаю – я и сам в числе виноватых» – Антон Долин, OpenSpace.ru. 18.02.2011)

МКФ в Берлине (10 – 20.02.2011)
Гран-при жюри
приз FIPRESCI

V МКФ имени Андрея Тарковского «Зеркало» (23 – 29.05.2011, г. Иваново)
Диплом жюри

XXXIII МКФ в Москве (23.06 - 2.07.2011)
Ретроспектива Белы Тарра

VIII МКФ «Золотой абрикос» (10 – 17.07.2011, Ереван)
Участие в конкурсной программе




Бела Тарр (Béla Tarr)
Родился 21 июля 1955 года в г. Печ, Венгрия. Один из ведущих режиссеров европейского кино, обладающий уникальным кинопочерком, хотя критики отмечают «родственность» его творчества с произведениями Тео Ангелопулоса, Андрея Тарковского, Александра Сокурова, Микеланджело Антониони. Особенности стилистики венгерского мастера, приверженца «документального реализма», в сочетании простоты, органичности и философской глубины, в долгих завораживающих планах, медитативности. Его фильмы – это изобразительные шедевры, это подлинное искусство.




Избранная фильмография режиссера


2010. ТУРИНСКАЯ ЛОШАДЬ /A TORINÓI LÓ/

2007. ЧЕЛОВЕК ИЗ ЛОНДОНА /L`HOMME DE LONDRES/, фильм – участник конкурсной программы МКФ в Канне

2004. ОБРАЗЫ ЕВРОПЫ, эпизод ПРОЛОГ /VISIONS OF EUROPE, segment PROLOGUE/

2000. ГАРМОНИИ ВЕРКМЕЙСТЕРА /WERCKMEISTER HARMÓNIÁK/, приз читателей газеты Berliner Zeitung на МКФ в Берлине

1994. САТАНИНСКОЕ ТАНГО /SÁTÁNTANGÓ/, приз Caligari Film Award на МКФ в Берлине

1990. ГОРОДСКАЯ ЖИЗНЬ /CITY LIFE/

1988. ПРОКЛЯТИЕ /KÁRHOZAT/, приз France Culture Award на МКФ в Канне


Съемочная группа

АГНЕС ХРАНИЦКИ (сорежиссер, режиссер монтажа)
В 1972 году окончила Будапештскую академию драмы, кино и телевидения. Как монтажер участвовала в создании фильмов Миклоша Янчо, Иштвана Сабо, Марты Месарош. С 1978 года постоянно работает с Белой Тарром.

ЛАСЛО КРАСНАХОРКАИ (соавтор сценария)
Родился в 1954 году. Его первый роман «Сатанинское танго» был опубликован в 1985 году. Романы и рассказы Краснахоркаи переведены на английский, немецкий, французский и испанский языки. Лауреат нескольких международных и национальных литературных премий.

ФРЕД КЕЛЕМЕН (оператор)
Родился в Германии. Был оператором на фильмах Тарра «Путешествие по равнине» и «Человек из Лондона». Снял несколько картин как режиссер. С 2000 года ставит спектакли в разных театрах Германии.

МИХАЙ ВИГ (композитор)
Родился в 1957 году. Музыкант, сценарист, поэт, актер. С 1979 года – солист группы Balaton. С 1983-го – композитор фильмов Белы Тарра. Сыграл главную роль в фильме «Сатанинское танго».

ГАБОР ТЕНИ (продюсер)
Родился в 1966 году. Работал видеоинженером на студии Mafilm. С 1993 года работает с Тарром: был администратором, директором фильма, теперь – продюсер. Также сотрудничал с Иштваном Сабо и Петером Тимаром.


Актеры

ЭРИКА БОК
Выросла в сиротском приюте. Непрофессиональная актриса. Снимается только в фильмах Белы Тарра: в 11 лет сыграла Эстике в фильме «Сатанинское танго» (1994), в 2007-м – в «Человеке из Лондона», спустя три года – в «Туринской лошади».

ЯНОШ ДЕРЖИ
Родился в 1954 году. В 1988-м – окончил Будапештскую академию драмы, кино и телевидения (хотя из-за скандального поведения его неоднократно отстраняли от учебы). Снимался в фильмах Габора Боди, Дьёрдя Фейера и почти во всех картинах Белы Тарра.

МИХАЙ КОРМОШ
Снимался в фильмах Белы Тарра «Гармонии Веркмейстера», «Человек из Лондона».


Пресса о фильме


Для знатоков кино наиболее ожидаемой картиной в конкурсе Берлинского МКФ была «Туринская лошадь», поставленная венгерским мастером Белой Тарром. Его последний, как утверждает сам режиссер, фильм инспирирован случаем из жизни Ницше, когда философ на улице Турина увидел, как избивают лошадь. Холодный равнинный пейзаж, партитура, представляющая собой непрерывную заупокойную мессу в сочетании с завывающим апокалиптическим ветром, минимум диалогов – эта лента является суровой аллегорией человеческого существования.

The New York Times



Зрители привычно ожидали от венгерского маэстро аскетичной и сложной картины, но в этой минималистской драме Тарр превзошел самого себя, она еще сильнее, чем «Сатанинское танго» и «Гармонии Веркмейстера». Ужасно досадно, что этот героически бескомпромиссный режиссер ставит точку в своей карьере, и если он действительно так решил, «Туринская лошадь» – величественное прощание.
Вместе со своими постоянными соавторами Агнес Храницки, Ласло Краснахоркаи и Фредом Келеменом здесь Тарр довел свою, только ему присущую режиссерскую стилистику до совершенства. Фильм стал грандиозным событием на фестивале, и у него хорошие перспективы в прокате, учитывая статус Тарра как большого мастера авторского кино и преданных фанатов его творчества…
Визуальный ряд фильма – невероятный. Кадры, снятые оператором Келеменом с использованием разных оттенков серого цвета и сочетания черного с белым, перекликаются, с одной стороны, с «Сатанинским танго», а с другой (так же, как «Белая лента» Михаэля Ханеке) – с работами немецкого фотографа начала XX века Августа Зандера. Партитура Михая Вига вызывает в памяти фольклорную музыку и одновременно произведения композиторов-минималистов вроде Стива Райха, но здесь важной и органичной частью стал звук вездесущего сильного ветра.

Screendaily



Снятый в продуваемой всеми ветрами долине, фильм воспроизводит аскетичное существование старика-крестьянина и его дочери. Изображая жизнь как ритуал, с его повседневной повторяемостью, эта почти бессловесная картина движется к опустошающему апокалиптическому финалу. Если Беккет, на ваш взгляд, – легкомысленный автор, то «Туринская лошадь» – фильм для вас: мучительная, но чрезвычайно привлекательная работа.

The Independent



Этот фильм, в котором практически нет действия и диалогов, – из разряда «кино не для всех». Но если вы хотите увидеть по-настоящему сильное и грандиозное произведение – это «Туринская лошадь». В 146-минутном фильме только 30 планов, и каждый претендует на награду «Самое выдающееся использование стадикама в истории кино». Тарр сказал, что это его последний фильм, и, на наш взгляд, лучший.
The Observer



Бела Тарр здесь во многом возвращается к своему «Сатанинскому танго» – к унылой монотонности крестьянской жизни, к последовательности медленных, бессобытийных, «бесцветных», долгих планов. Но финал «Туринской лошади» – глобальное, «окончательное» затемнение, иллюстрирующее мысль о тщетности всего сущего.
Variety



До этого Тарр снял безрадостные, странные «Гармонии Веркмейстера» и «Человека из Лондона». В «Туринской лошади», поставленной в том же стиле сурового минимализма, особая изначальная идея. Что здесь служит путеводной нитью? Книга Бытия – Genesis (это из Библии, а не группа Фила Коллинза).
Financial times



Эта мрачная киноэлегия похожа на гипнотизирующее заклинание – настолько сильны и замысел, и его мастерское воплощение на экране.
Time Out London



Тарр умудряется сказать так много, используя для этого минимум средств, что является абсолютной противоположностью большинству современных фильмов. Его произведения никогда не будут пользоваться массовым спросом, но место на вершине европейского кино закреплено за этим режиссером прочно.
London Evening Standard