КИНОПРОКАТ
Туринская лошадь
A torinói ló




Я попросту не в состоянии отделаться от этого фильма и его красивой тягучей музыкальной темы. Слово «гениально» для критика запретное. Гениальность определяют века. Но так хочется это слово употребить.

Юрий Гладильщиков. Московские новости Каждый фильм Тарра — изобразительный шедевр, загадочный и завораживающе-медленный, как правило, черно-белый. Довольно условно его можно сравнить с нашим Сокуровым или даже Тарковским, хотя он абсолютно самобытен. Им восхищается Джим Джармуш. Посмотрев его картины, кардинально изменил свой стиль Гас ван Сэнт.

Тарр — великий венгерский режиссёр, живой классик. Его тягучие, медитативные картины завораживают, а Сьюзен Зонтаг когда-то написала в New York Times, что для счастья ей достаточно одного — иметь возможность до конца жизни ежегодно пересматривать семичасовое «Сатанинское танго» (1994).

«Туринская лошадь» — сосредоточенное погружение в жизнь во время конца света. Отточенность каждого плана, изысканная черно-белая графика, прописывающая штрихи физического состояния. У фильма сложнейшая звуковая партитура, когда музыка перетекает в вой ветра, бытовые и символические шумы. Это визуальная поэзия. И длинные планы (в фильме насчитали всего 30 монтажных склеек), как длинные строфы, завораживают, зовут погружаться в их смысловую глубину.

Взяв за основу апокриф о том дне, когда Фридрих Ницше окончательно потерял рассудок, режиссер решил проследить судьбу лошади, которую философ перед помутнением обнял и закрыл своим телом от ударов кнута. Картина Тарра передает величественную монотонность сельской жизни, рассказывая о повседневной судьбе хозяев лошади, старика-крестьянина и его дочери: постепенно бытовая фреска превращается в историю о конце света.

Гран-при 61-го Берлинского кинофестиваля (второй по значению приз) достался «Туринской лошади» венгерского режиссера Белы Тарра — лучшему и главному фильму конкурса. Это притча о конце света, вдохновленная случаем из жизни Ницше.

Эмблематичный фильм фестиваля, "Туринская лошадь", поставлен гуру венгерского авторского кино Белой Тарром и декларирован им как "последний".

20 февраля закончился Берлинский кинофестиваль. Его конкурсная программа была отмечена двумя сильными фильмами, и призы (в том числе и за неимением конкуренции) достались обоим. Победителем стала иранская картина "Надер и Симин разводятся" / Jodaeiye Nader az Simin" – "Золотой медведь" плюс награды актерскому коллективу фильма за лучшую мужскую и женскую роли, – а гран-при ушел "Туринской лошади / The Turin Horse" Белы Тарра. Но именно эта работа остается в памяти как главное событие фестиваля.

С 28 июня по 5 июля в кинотеатре «Пионер» в рамках ММКФ проходит полная ретроспектива Белы Тарра — это главное московское ретроспективное событие года. Вика Смирнова. За апокалипсисом Антон Долин. История (не о) лошади Шесть дней распада.