КИНОПРОКАТ
Китайская головоломка
Casse-tête chinois



год 2013
страна Франция
режиссер Седрик Клапиш
актеры Ромен Дюри, Одри Тоту, Сесиль Де Франс, Келли Рейли
сценарий Седрик Клапиш
продюсеры Седрик Клапиш, Бруно Леви
оператор Наташа Брайер
премьера в России 03.04.14

      скачать пресс-релиз




СИНЕМА ПРЕСТИЖ

представляет

РОМЕН ДЮРИ, ОДРИ ТОТУ, СЕСИЛЬ ДЕ ФРАНС и КЕЛЛИ РЕЙЛИ
в лирической комедии Седрика Клапиша

«КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА»
«Casse-tete chinois»


Франция, 2013, 117 мин.

Ромен Дюри («Пена дней»), Одри Тоту («Коко до Шанель»), Сесиль де Франс («Враг государства № 1») и Келли Рейли («Экипаж») в лирической комедии Седрика Клапиша («Красотки», «Париж»). Очаровательная, остроумная, легкая, яркая история взаимоотношений писателя-парижанина Ксавье и трех главных женщин его жизни. Изобилие великолепных режиссерских находок, хорошей музыки, воздуха, любви и человеческой теплоты.
Ксавье, покуролесивший в молодости в поисках идеальной женщины, став старше, казалось, успокоился: женился на англичанке Венди, у них родились сын и дочь. И вдруг Венди решила развестись. Взяв детей, она отправилась в Нью-Йорк. Через некоторое время и Ксавье последовал за семьей. В Новом Свете – не жизнь, а американские горки: у Венди состоятельный бойфренд, сам Ксавье, оказав товарищескую помощь подруге-лесбиянке Исабель, вот-вот опять станет отцом (хотя и суррогатным), а вскоре приезжает Мартина, девушка, которую он давным-давно любил и, как выясняется, не разлюбил…



СЕДРИК КЛАПИШ: УРАГАН СЭНДИ – НЕ ПОМЕХА

Почему вы решили снимать «Головоломку»?

Мы с продюсером Бруно Леви приехали в Нью-Йорк на фестиваль Tribeca представлять предыдущую картину «Мой кусок пирога». И я понял: очень хочу снимать здесь фильм. Впрочем, каждый мой приезд туда вызывал подобное желание. О чем я и рассказал Бруно.
Мы пошли с ним ужинать в Чайнатаун, и все мои идеи начали приобретать зримую форму: «Китайская головоломка», Чайнатаун, Нью-Йорк. Этот город – самый большой плавильный котел в мире: здесь перемешались все континенты, все расы, все религии. Гораздо в большей степени, чем в Лондоне, Шанхае или в Пекине, тоже космополитических местах. Ксавье и его женщины – это люди, ставшие настоящими гражданами мира, это поколение, которое росло вместе со «строительством» Европы и наступлением глобализации.
В июне 2011-го мы встретились с Одри, Сесиль и Роменом. Я рассказал им о своей идее. Все они очень востребованы, но нашли общее свободное время – сентябрь 2012-го. Мне тогда пришлось срочно садиться за сценарий.

Как и Ксавье, вы отправились в Нью-Йорк – писать сценарий. Почему?

Для этого было много причин. Новый фильм – новый стиль жизни. На два года этот проект изменил мое существование. Отправиться в Нью-Йорк было своего рода вызовом, возможностью заново проэкзаменовать себя как режиссера. Я нуждался в этом (даже в большей степени, чем изначально предполагал), потому что снимать фильмы в Америке все равно, что осваивать новую профессию. У меня было ощущение, будто я делаю свой первый фильм.
Кроме этого, я, можно сказать, вернулся к своим корням. Когда-то я учился в нью-йоркской киношколе. Свои первые кинокадры снял именно там.
Такие чувства накатили! В годы учебы мне было 20 с небольшим, а теперь вернулся – спустя двадцать пять лет. Город пришлось изучать заново, потому что в нем нет ничего общего с Нью-Йорком 80-х. Удивительные бывают пересечения. Мой сын пошел в школу, расположенную в том же районе, где я жил студентом. Мало того, она в соседнем доме с кафе, куда я тогда ходил.
Мы снимали одну из последних сцен – с Роменом Дюри и Бенуа Жако – сразу после урагана Сэнди. У нас не было разрешения снимать на улице, но мы сняли. Многие удивлялись моей настойчивости – но я придумал эту сцену двадцать пять лет назад, когда делал там свою дебютную короткометражку «Транзит»! Не мог же я от этой сцены отказаться.
В фильме много моего личного, но это точно не история моей жизни.

Каким вы хотели показать город?

Я понимал, что, снимая там, надо максимально избежать «взгляда туриста». Например, я не хотел, чтобы какая-то сцена происходила на Таймс-сквер. В изобразительном плане – цвет, свет, композиция кадра – меня вдохновляли работы фотографа Алекса Уэбба. Он – выдающийся художник, показывающий жизнь как абсолютный хаос, но через визуальную изысканность. Мне очень хотелось использовать этот стиль, потому что Нью-Йорк – место борьбы порядка и хаоса, и это странным образом похоже на жизнь Ксавье.
В начале съемочного периода нам с Роменом Дюри понадобилось около недели, чтобы «войти» в нашу историю. Ему – чтобы превратиться в Ксавье. Мне – чтобы освоиться с работой американской съемочной группы (сто человек персонала, двадцать гигантских машин, ежедневно приезжающих на площадку, и драконовские профсоюзные правила, мне абсолютно не знакомые).

Что особенно запечатлелось в вашей памяти из съемок?

Это был день, когда мы снимали последнюю сцену: Ромен и Мартина с детьми идут в огромной толпе ньюйоркцев. Очень эмоциональный момент, очень волнующий.

Легко ли было предложить актерам сыграть героев, которые несколько старше их самих?

Одри сказала: «Спасибо, Седрик. Ты такой милый». Эти актеры очень любят свою работу. Сесиль не лесбиянка, но она обожает свою героиню. Одри не так политизирована, как Мартина, но любит эту роль. Они создают характеры, делают их живыми.

В фильме мы видим американских актеров, известных по телесериалам…

Уровень их актерского мастерства невероятный. Как из двадцати необыкновенных мастеров выбрать одного на роль – вот была проблема. В них удивительно сочетаются умение импровизировать и профессионализм. Это такой кайф – быть режиссером и работать с актерами такого уровня. Контакт между французской частью группы и американской был прекрасный.

На кинофестивале в Ангулеме четыре тысячи человек выстроились в очереди за билетами!

С ума сойти! Это было поразительно. Такое близкое соприкосновение со зрителями – один из самых волнующих моментов в жизни режиссера.


РОМЕН ДЮРИ: МЫ НЕ ЖУЛЬНИЧАЕМ

Седрик утверждает, что именно после вашего совместного фильма «Испанка» вы стали актером. Это так?

Тот фильм заставил меня работать в творческом плане и с точки зрения перевоплощения, как никакой из предшествующих. Я должен был создать полноценный и непростой характер, героя с биографией, с определенным воспитанием, поведением и взглядами на жизнь. Мне пришлось много потрудиться, чтобы сыграть этот образ. Такой же подход к персонажу я использовал и позднее – например, играя Тома в фильме «Мое сердце биться перестало».

Как вам работалось с исполнительницами главных ролей…

Великолепно. Мы словно превратились в наших героев.

… и с другими актерами?

С американцами работать одно удовольствие. Приходя на съемочную площадку, они точно знают, что должны говорить в сцене и как себя вести.

Судя по ажиотажу на показе фильма во время фестиваля в Ангулеме, его ждет большой успех. Почему?

Потому что мы не жульничаем. Когда вы снимаете очень человеческое кино, как Клапиш, это срабатывает. Он делает фильмы не по рецептам коммерческого кино, а рассказывает о реальных людях и их чувствах. И делает это блестяще. Если вы не обманываете людей, они будут с вами.


ОДРИ ТОТУ. УРОКИ КИТАЙСКОГО

Какой вы увидели свою Мартину?

Уравновешенной, зрелой, реалистичной в вопросах любви, но в то же время хрупкой. Мне кажется, когда вы лучше начинаете понимать жизнь, вы спокойнее относитесь к каким-то событиям и проблемам. Впрочем, у нее еще какие вспышки эмоций! Можете убедиться, посмотрев фильм: она только появляется на экране, а через тридцать секунд уже плачет. Вот за это я ее и люблю.
Фильмы Седрика очень естественные, живые и поэтичные. Это так помогает играть.

Как вам съемки в Нью-Йорке?

Великолепно. Я знаю, что у Седрика было много сложностей – работа над фильмом в США связана с такими правилами и контролем, которых нет во Франции. Если это не брать во внимание, у меня все было отлично – в отношениях с группой, актерами, Седриком, в работе над ролью.

В одной из сцен вы говорите по-китайски…

Это было очень трудно. Я хотела, насколько возможно, говорить максимально правильно, чтобы не опозориться перед зрителями-китайцами. Целый месяц по два часа в день занималась с преподавателем – ради двух минут на экране. Записала диалог на диктофон, чтобы дополнительно практиковаться.

Особенность стиля Клапиша в работе с актерами в том, что он позволяет им выразить себя, импровизировать, включать воображение.

Мне всегда трудно анализировать режиссерские приемы. Могу сказать, что Седрик знает, как вселить в нас уверенность. Он знает, чего хочет добиться, но открыт для мнений других людей. Иногда он предлагает нам самим подумать над решением эпизода. Он не загоняет актеров в жесткие рамки. А еще он просто добрый и благородный человек.


СЕСИЛЬ ДЕ ФРАНС: ТАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ

Что вы думаете о своей героине?

Я чувствую ее прекрасно. Она очень забавная и самая милая из тех героинь, что мне приходилось играть.

У нее особая пластика. Много времени понадобилось, чтобы к ней приспособиться?

Нет. Это, как одежда из гардероба, – достала и надела. Я понимаю, как она движется, понимаю ее сумасшедшинку и импульсивность, через которую могу выразить ее «мужскую» сторону. Я представляю Исабель как «женскую» сторону Ксавье. Поэтому между ними такая сильная связь-дружба.
Я – фанатка Клапиша, хотя с некоторой опаской ждала сценарий. Но читала – смеялась и плакала. И была очень счастлива, потому что поняла: сценарий глубокий и кинематографичный, фильм состоится. А, когда он был готов, я полюбила его еще больше.
Знаете, почему работать с Седриком такое счастье? Потому что вокруг него всегда замечательные люди, которые обогащают работу и в творческом плане, и в человеческом. В Нью-Йорке у меня было не так много съемочных дней, поэтому я просто наслаждалась городом. Какая же у меня прекрасная жизнь!

Ромен говорит, что вы и в жизни с ним дружите, что очень помогает во время съемок…

Мы знакомы давным-давно, а наша совместная работа только укрепляет нашу дружбу. В этом фильме есть очень сильные сцены, демонстрирующие верные, глубокие, настоящие отношения между нашими героями. Сколько фильмов было снято о любви – не пересчитать. А о дружбе, тем более так, как это делает Клапиш, не так уж много.


КЕЛЛИ РЕЙЛИ. ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ

Вы очень волновались, готовясь к своей роли?

Абсолютно нет, поскольку очень доверяю Седрику, а он знает наших персонажей гораздо лучше, чем Ромен, Одри, Сесиль и я.

Седрик говорил, что вы, прочитав сценарий, увидели Венди как отрицательную героиню.

Это правда. Мне она показалась не очень привлекательной. Я сказала: «Господи, что это? Она уехала в Нью-Йорк, забрала детей, завела какого-то богатого любовника – полную противоположность Ксавье». А потом подумала – ведь это жизнь со всеми ее сложностями, Ксавье и Венди вместе десять лет, их отношения приходят к концу, потому что у них разные взгляды на жизнь. Это печально, но в то же время у них есть возможность снова стать счастливыми.

В чем особенность съемок в Нью-Йорке?

Это суперкинематографический город. Сколько там было снято фильмов! Но в «Китайской головоломке» мы видим его глазами Клапиша. Это чудесно! Вот почему я люблю работать в кино! И я люблю Седрика. Он изумительный человек и режиссер. Он столько любви, страсти и юмора вкладывает в свои фильмы!

Насколько роль Венди важна для вашей карьеры?

Насчет карьеры не знаю. Для меня самой – очень.


АКТЕРЫ

РОМЕН ДЮРИ /Romain Duris/ – Ксавье
Родился 28 мая 1974 года в Париже. Снимался в фильмах: «Доберман», «Странный чужак» (номинация на премию «Сезар» в категории «Самый многообещающий актер»), «Уже мертв», «Похитители», «Возможно» (премия Люмьеров и номинация на премию «Сезар» в категории «Самый многообещающий актер»), «Агент Стрекоза», «Испанка», «Адольф», «Гостиница «Чимкент», «Арсен Люрен», «Мое сердце биться перестало» (премия Люмьеров и номинация на премию «Сезар» в категории «Лучший актер»), «Красотки», «Париж», «Заложники смерти», «Сердцеед» (номинация на премию «Сезар» в категории «Лучший актер»), «Человек, который хотел жить по-своему», «Любовь на кончиках пальцев», «Пена дней» (номинация на премию Люмьеров в категории «Лучший актер»).

ОДРИ ТОТУ /Audrey Tautou/ – Мартина
Родилась 9 августа 1976 года в Бомоне, Пюи-де-Дом, Франция. Родители назвали ее в честь Одри Хепберн. Снималась в фильмах «Салон красоты «Венера» (премия «Сезар» в категории «Самая многообещающая актриса», приз за лучший дебют на МКФ в Кабуре), «Распутник», «Амели» (номинации на премию BAFTA, премию «Сезар», премию Европейской киноакадемии), «Любит – не любит», «Испанка», «Грязные прелести», «Только не в губы», «Долгая помолвка» (номинация на премию «Сезар»), «Красотки», «Код да Винчи», «Просто вместе», «Коко до Шанель» (номинации на премию BAFTA, премию «Сезар»), «Случайный роман», «Нежность», «Пена дней».

СЕСИЛЬ ДЕ ФРАНС /Cécile De France/ – Исабель
Родилась 17 июля в Намюре, Бельгия. Снималась в фильмах: «Испанка» (премия «Сезар» и премия Люмьеров в категории «Самая многообещающая актриса»), «Я иду тебя искать», «Кровавая жатва», «Вокруг света за 80 дней», «Красотки» (премия «Сезар» за лучшую женскую роль второго плана), «Места в партере» (номинация на премию «Сезар» за лучшую женскую роль), «Злой умысел», «Семейная тайна» (номинация на премию «Сезар» за лучшую женскую роль), «Враг государства № 1», «Враг государства № 1: Легенда», «Стражи порядка», «Мальчик с велосипедом» (номинация на премию Европейской киноакадемии за лучшую женскую роль), «Мёбиус».

КЕЛЛИ РЕЙЛИ /Kelly Reilly/ – Венди
Родилась 18 июля 1977 года в Сурее, Великобритания. Снималась в фильмах: «Испанка», «Трупы», «Распутник», «Красотки» (номинация на премию «Сезар» за лучшую женскую роль второго плана), «Гордость и предубеждение», «Миссис Хендерсон представляет», «Я и Орсон Уэллс», «Шерлок Холмс», «Шерлок Холмс: Игра теней», «Экипаж»




СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА

СЕДРИК КЛАПИШ /Cédric Klapisch/ – автор сценария, режиссер
Родился 4 сентября 1961 года в Нёйи-сюр-Сен, Франция. Поставил фильмы: «Люмьер и компания», «Каждый ищет своего кота» (приз FIPRESCI на Берлинском МКФ в программе «Панорама»), «Семейная атмосфера» (премия «Сезар» за лучший сценарий, номинации «Лучший фильм», «Лучший режиссер», премия Люмьеров в категориях «Лучший режиссер», «Лучший сценарий», специальный приз жюри и приз зрителей на МКФ в Монреале), «Возможно», «Испанка» (номинации на премию «Сезар» в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий», номинация на премию Европейской киноакадемии за лучшую режиссуру, приз зрителей на МКФ в Карловых Варах, премия Люмьеров за лучший сценарий), «Ни за, ни против (а совсем наоборот)», «Красотки», «Париж» (номинация на премию «Сезар» в категории «Лучший фильм»), «Моя часть пирога», «Китайская головоломка».

БРУНО ЛЕВИ /Bruno Levy/ – продюсер
Постоянно сотрудничает с Седриком Клапишем («Испанка», «Красотки», «Париж» и др.). Также принимал участие в создании фильмов «Принцессы», «Шофер из Касабланки», «Лила говорит», «Место под солнцем», «Гости моего отца», «Сюзанн» и других.

НАТАША БРАЙЕР /Natasha Braier/ – оператор
Принимала участие в создании фильмов «Икс-Икс-Игрек», «В городе Сильвии», «Сомерстаун», «Неверный» и других.

КРИСТОФ МИНК /Christophe Minck/ – композитор
Автор музыки к фильмам «Светские львы», «Настоящий мужчина», «Шофер из Касабланки», «Красотки», «Париж», «Закон Мерфи» и другим.

ЛОИК ДЮРИ /Loïk Dury/ – композитор
Автор музыки к фильмам «Ни за, ни против (а совсем наоборот)», «Шофер из Касабланки», «Красотки», «Париж», «Закон Мерфи», «Моя часть пирога», «Наследство» и другим.