КИНОПРОКАТ
Теорема Zero
The Zero Theorem



год 2013
страна США – Великобритания
режиссер Терри Гиллиам
актеры Кристоф Вальц, Мелани Тьерри, Дэвид Тьюлис, Мэтт Дэймон, Тильда Суинтон, Бен Уишоу
сценарий Пэт Рашин
продюсеры Дин Занук, Николя Картье
оператор Никола Пекорини
продолжительность 107 мин.
премьера в России 03.07.14

     скачать пресс-релиз




СИНЕМА ПРЕСТИЖ

представляет

КРИСТОФ ВАЛЬЦ, МЕЛАНИ ТЬЕРРИ, МЭТТ ДЭЙМОН и ТИЛЬДА СУИНТОН
в фильме ТЕРРИ ГИЛЛИАМА

«ТЕОРЕМА ZERO»
«The Zero Theorem»


США – Великобритания, 2013, фантастика / триллер / комедия, 107 мин.

Культовый режиссер Терри Гиллиам, вновь продемонстрировав, что его авторская свобода, безудержная фантазия и чувство юмора не имеют предела, нарисовал впечатляющую картину мира. Не исключено, что вы, дорогой зритель, давно променявший реальную жизнь на виртуальную реальность, иногда спрашиваете себя: кто я? и зачем я? и в чем, собственно, смысл моего появления на свет? И Гиллиам эти вопросы здесь задает. Сенсационных откровений, правда, не дождетесь, зато получите несказанное удовольствие от смешной, трогательной, печальной, энергичной и непредсказуемой истории.
Компьютерный гений Коэн Лэт, перманентно пребывающий в депрессии и страдающий всеми фобиями, какие только есть, ждет-ждет-ждет телефонного звонка. Он уверен, что Некто (возможно, сам Создатель) – по телефону – наконец-то объяснит, зачем его, Коэна, мама родила. А пока жизнь подбрасывает ему варианты ответов. Может, Коэну предназначено доказать теорему Зеро, из-за которой свихнулось немало ученых? А, может, плюнуть на успехи в труде и отправиться на необитаемый остров с душевной и, кстати, умопомрачительно сексапильной Бэйнсли, то ли реальной девушкой по вызову, то ли компьютерной программой, призванной снимать напряжение у переутомившихся гиков? Или просто навсегда уйти в виртуальный мир и познать там вечное блаженство?.. А может, загадочное Руководство, поручившее ему доказательство теоремы, и есть Создатель?



ТЕРРИ ГИЛЛИАМ:

Снимая в 1984 году «Бразилию», я хотел нарисовать картину мира, в котором мы тогда жили. «Теорема Зеро» – это беглый взгляд на мир, в котором, как мне кажется, мы живем сегодня. Сценарий Пэта Рашина – веселая и философская сказка – заинтересовал меня, потому что в нем задано немало существенных вопросов: что придает смысл нашей жизни? Что делает нас счастливыми? Может ли человек найти уединение в мире, полном ограничений и зависимостей? Наш мир – это сплошной хаос или здесь «всё под контролем»?
Мы постарались сделать честный, смешной, красивый и динамичный фильм. Простой фильм о современном человеке, ждущем звонка, который изменит смысл его жизни, об отношениях между людьми и потребности любви. Фильм, наполненный симпатичными характерами, мудрыми и остроумными диалогами. Фильм, поднимающий вопросы и не спешащий дать готовые ответы.
Надеюсь, он не похож на фильм, который вы смотрели накануне: здесь нет зомби, крестоносцев, «чужих» или катастроф.
Нам пришлось работать быстро и включать интуицию за неимением времени и большого бюджета. Результат удивил даже меня. Я горжусь, что имею отношение к этому фильму.


СБЫЛАСЬ МЕЧТА ПРОДЮСЕРА

В 1999 году профессор университета Пэт Рашин написал рассказ «Звонок». Он показал его знакомому киношнику, который посоветовал написать на основе рассказа сценарий. Что Рашин и сделал, поменяв заголовок на «Теорему Зеро». Продюсер Дин Занук, к которому через несколько лет попал текст, сказал, что это самая оригинальная вещь из всех, что он читал.
Дин Занук: «Мне сразу захотелось его продюсировать. В нем внутри необычного мира есть подлинная человечность, представленная через героев, через ситуации, которые задевают наши чувства, и темы, касающиеся каждого из нас. Я знал, что работа по созданию фильма будет очень сложной, поскольку он не принадлежит к обычным жанрам, которые приносят большие деньги и, следовательно, интересуют студии и финансистов».
В 2008 году сценарий предложили Терри Гиллиаму – помог отец Дина, Ричард Д. Занук, много лет друживший с британским классиком. Классик заинтересовался, но сразу сказал об изменениях, которые надо внести в текст. Гиллиам сам позвонил Рашину, сказав, что хочет снимать фильм по его сценарию. Пэт Рашин: «Я тогда сразу подумал: вот он – идеальный режиссер».
Занук: «Мы связались с замечательным продюсером Николя Картье из Voltage Pictures, большим фанатом Гиллиама».
Николя Картье: «Занук планировал делать картину с Гиллиамом и Билли Бобом Торнтоном. Я просто влюбился в мир «Теоремы Зеро». Мне нравятся фильмы, создающие свои миры. «Бразилия» – мой любимый фильм. У Терри поразительное и бесконечное воображение. И я подумал, что он может сделать это сумасшедшее кино о парне, ждущем телефонного звонка».
Работа началась, но у Гиллиама появились другие идеи. Он решил сосредоточиться на собственных авторских проектах – «Воображариум доктора Парнаса» и «Человек, который убил Дон Кихота». Проект пришлось отложить, но Занук не терял оптимизма. Наконец, в июне 2012 года картина ожила, и вера продюсера была вознаграждена. На главную роль теперь пригласили Кристофа Вальца. Гиллиам: «Съемки фильма очень быстро набрали полную скорость. Мне с самого начала нравился сценарий. Он прекрасно написан, он глубокий, в нем хороши и диалоги, и характеры. Я сразу почувствовал, что он «мой», что это комфортная для меня «территория».
Рашин и Гиллиам вместе переработали текст. Рашин: «Фильм начал обретать плоть и кровь с того момента, как Терри стал добавлять в него свои фирменные детали. Например, у меня была сцена вечеринки, довольно стандартная. Терри превратил ее в вечеринку в африканском стиле, проходящую в старом доме, заставленном какими-то ящиками. Я могу написать про вечеринку, а Терри может ее организовать!»
Фильм практически целиком (и натура, и павильон) снимался в Бухаресте. Компания Voltage Pictures работала там не впервые. По мнению Гиллиама, это сейчас самое лучшее и недорогое место в Европе для кинопроизводства.


С ГИЛЛИАМОМ? ХОТЬ НА КРАЙ СВЕТА!

Гиллиаму удалось собрать абсолютно разных актеров в единый ансамбль. Картье: «Большие артисты мечтают работать с Терри – это просто здорово».
Гиллиам: «Приглашение на главную роль Кристофа Вальца было ключевым моментом проекта. Он изумительный, феноменальный, харизматичный актер. От его индивидуальности зависело решение многих сцен. Он почти в каждом кадре, играет блистательно и совершенно по-другому, чем в его предыдущих фильмах».
Дэвида Тьюлиса Гиллиам знал давно и очень хотел с ним поработать. Гиллиам: «Дэвид – настоящее сокровище. Он очень любит делать дубль за дублем, и каждый – по-разному. Просто ненасытность какая-то! И я снимал новые дубли только для того, чтобы посмотреть, что они еще придумает. Наблюдать за Дэвидом и Кристофером было одно удовольствие – роскошный актерский дуэт».
Дэвид Тьюлис: «Я родился в 1963-м и вырос на шоу «Монти Пайтон». Для меня сниматься у Терри все равно, как если бы мне предложили поработать с битлами. Фильмы Терри – это класс! На съемках у него любой волен что-то менять или приходить с новыми идеями. А это большой бонус для артиста, когда ты можешь что-то предложить, и для утверждения твоей идеи не понадобятся большие совещания или факсы в Лос-Анджелес. Это настоящее творчество – я обожаю так работать».
Мелани Тьерри Гиллиам определил как изумительное сочетание Джуди Холидей и Мэрилин Монро. Гиллиам: «Как только камера включается, Мелани как будто загорается. Она чудесна, по-настоящему сексуальна и очень забавная».
Картье: «Многие актрисы хотели получить эту роль. Я думал о ком-нибудь из более известных, но наш кастинг-директор предложил Мелани, и Терри его поддержал. Посмотрев фильм, я убедился, насколько он оказался прав. Мелани – открытие этого фильма, ее ждет большая международная карьера».
Мелани Тьерри: «Мне отлично работается в родной стране, с прекрасными французскими режиссерами, но сниматься в фильме на чужом языке – это восхитительное испытание. Я давным-давно фанатка Гиллиама, поэтому участие в этом бесстрашном и странном проекте – огромное событие в моей жизни». Юного Лукаса Хеджеса выбрали на роль Боба. Гиллиам: «Я видел его в «Королевстве полной луны». Фильм мне понравился, а работа Лукаса поразила. Это была не показная, демонстративная игра, а, можно сказать, приглушенная. Лукас Хеджес: «Работа с Гиллиамом в Румынии – это уникальный для меня жизненный опыт. А Кристоф – отличный парень, он здорово мне помогал».
Мэтт Дэймон согласился сниматься в роли Руководства, даже не прочитав сценарий. Гиллиам: «Я подумал, сюда бы подошел Дэймон, связался с ним и он сказал «да». Просто фантастика! Вот из такого рода моментов и создаются фильмы. Он придал значительность своему герою, могущественному, надменному и бесцеремонному. Мне кажется, Дэймон с годами играет все лучше, его диапазон только расширяется».
Гиллиам был просто потрясен тем, как Тильда Суинтон обогатила свою героиню, доктора Шринк-Ром. Гиллиам: «В Тильде нет никакого тщеславия, и мы сделали ее похожей на мышь, с фальшивой челюстью и ужасным париком. Ее шотландский акцент прекрасно сгодился. Тильда любит играть, любит эксперименты с костюмами. Ее сцены в фильме прекрасные и смешные».
Когда ее спрашивали, как и почему она оказалась в этом проекте, Тильда отвечала коротко: «Меня позвал Терри Гиллиам. Что тут еще скажешь?»


КРАСОТА ЭКЛЕКТИКИ

От любого фильма Терри Гиллиама ждешь постановочных решений самого высокого класса, и «Теорема Зеро» подтверждает эти ожидания – здесь впечатляющий и выразительный визуальный ряд. Гиллиам пригласил художника Дэвида Уоррена, ранее получившего номинацию на премию «Оскар» за их предыдущую совместную работу – «Воображариум доктора Парнаса».
Готовясь к фильму, Гиллиам посоветовал группе внимательно ознакомиться с творчеством современного немецкого художника-сюрреалиста Нео Рауха. Гиллиам: «Он чего только не запихивает в свои работы – детали разных эпох, несовместимые цвета, и вам кажется, что они между собой абсолютно не «монтируются». Вот эта особенность художника, очень опосредованно, использована в фильме. Мы смешали стили: это и будущее, и ретро, а кричащая пестрота, как у Нео Рауха – она шокирует, но в ней есть потрясающая красота».
Дэвид Уоррен: «В большинстве фантастических фильмов будущее рисуется в элегантном, красиво декорированном, ретро-футуристическом стиле. Как правило, это приглушенный цвет, четкие линии, сталь и стекло. А Терри это сильно раздражает. Он хотел совершенно другого. Некоторые считают, что «Теорема Зеро» выглядит как «антиутопия в стиле жевательной резинки», поскольку в ней много яркого цвета – розового, оранжевого и цвета яблочных леденцов. Только Коэн единственный – весь в черном.
Действие большей части фильма происходит в полуразрушенной церкви – декорация была построена на бухарестской студии. В ней переплетены детали английских и румынских церквей. Уоррен: «Когда мы приехали в Бухарест, посмотрели много местных соборов. Они очень сильно отличаются от англиканских и католических. Их стены изнутри заполнены фресками или ликами святых. Терри понравилась идея, что Коэн, страдающий агорафобией, будет все время окружен лицами. Лица на мониторе компьютера, на уличных рекламных экранах, в маленькой церкви, где он живет – везде! От румынских православных церквей мы «взяли» стены с ликами, а от англиканских узнаваемые детали – орган, высокий алтарь, вестибюль».


ЧЕЛОВЕК-КРЕСЛО И РОЗОВЫЙ ПАРИК

Костюмы для фильма делал итальянский дизайнер Карло Поджиоли. Концепция Терри была такой: все люди из этого мира должны выглядеть счастливыми, а потому одетыми в цветные одежды. Все, кроме Коэна. Карло Поджиоли: «Терри сказал мне: Коэн должен абсолютно отличаться от других, это должно выглядеть, как «Коэн в стране чудес». Поэтому я одел его во все черное. Только его костюм для выхода в виртуальную реальность красный. Мы, конечно, вспомнили о том, как выглядели супергерои в «Бэтмене» и «Человеке-пауке», но придумали свое – костюм выглядит так, будто это кожа, сквозь которую просвечивают вены».
Для героя Дэймона придумали костюмы, подчеркивающие его «хамелеонскую» сущность. Поджиоли: «Когда Дэймон появляется на экране в первый раз, он сидит в кресле. Для обивки и для его одежды я использовал одну ткань. И сначала вы даже не понимаете, что там кто-то есть, пока он не начинает двигаться. Так же и в другой сцене, когда Коэн видит Руководство на черно-белом фоне. Эти цвета мы повторили в костюме».
Мелани Тьерри в восторге от большинства своих нарядов в фильме. Тьерри: «Карло – очень креативный человек, великий! Для Бэйнсли придумали костюмы яркие, сексуальные, сумасшедшие, смешные и трогательные. Мне, например, не очень удобно было в купальнике, но он такой забавный и романтичный. А наряд медсестры с оранжевыми туфлями и розовым париком – мой любимый. Но костюм, в котором меня отправляли в виртуальную реальность, – это мой ночной кошмар. Я даже настаивала, чтобы сцены, где я снималась в нем, вырезали из фильма. Но их не вырезали».
Гиллиам был очень доволен работой. Из многочисленных находок Поджиоли ему больше всего понравилась самая простая – пижама, в которой Коэн работает дома. Гиллиам: «В ней он похож на узника концлагеря».


СТРАХ И УРОКИ ПЛАВАНИЯ В БУХАРЕСТЕ

Основная работа проходила на MediaPro Studios в городе Буфтя, в двадцати километрах от Бухареста. Огромная студия (с девятнадцатью павильонами), построенная в 1951 году, до 1998-го была государственной. С конца девяностых здесь работает много иностранных компаний, свои фильмы здесь снимали Коста-Гаврас, Франко Дзеффирелли, Клод Лелюш и другие известные авторы.
«Теорема Зеро» снималась осенью 2012 года: 28 дней в павильонах и 8 – на натуре. Так быстро Гиллиам не работал со времен «Монти Пайтона и Чаши Грааля».
Гиллиам и оператор Никола Пекорини решили снимать фильм на кинопленку, а не на цифру. За ночь отснятый материал проявляли в бухарестском офисе Kodak, и уже утром его можно было посмотреть. Никола Пекорини: «Мы с Терри были убеждены, что только на кинопленке, предоставляющей больше изобразительных возможностей, сможем создать нужный нам стиль».
Последние два дня работали в студийном бассейне: сцены на пляже и – под водой – эпизод, в котором Коэн и Бэйнсли «плывут» в космосе. Если Вальц – любитель подводного плавания, то Мелани Тьерри была в ужасе. Тьерри: «Больше никогда!.. Плавать я, конечно, умею. Но чтобы погрузить голову под воду! Я так даже в бассейне не делала, и даже в ванной, не говоря уже о море. Если мои ноги не касаются дна – у меня начинается дикая паника. А тут мне пришлось плавать под водой, с открытыми глазами, голой, да еще изображать, как мне клево!»

Николя Картье: На съемках выложились все. И сделали уникальный, ошеломляющий фильм. Это отличная комедия, это отличная научная фантастика, но «Теорема Зеро» к концу превратилась и в любовную историю. После первого просмотра готового фильма я был в шоке. «Господи, – подумал я, – они сняли любовную историю!» И, надо признать, очень красивую историю.


АКТЕРЫ

КРИСТОФ ВАЛЬЦ /Christoph Waltz/ – Коэн Лэт
Родился 4 октября 1956 года в Вене. Двукратный обладатель премий «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA в категории «Лучший актер второго плана» («Бесславные ублюдки», «Джанго освобожденный»). Также снимался в фильмах «Зеленый Шершень», «Воды слонам!», «Мушкетеры», «Резня»» и других.

МЕЛАНИ ТЬЕРРИ /Mélanie Thierry/ – Бэйнсли
Родилась 17 июля 1981 года в Сен-Жермен-ан-Лэ, Франция. Работала моделью, снималась на телевидении. Дебют в большом кино – «Легенда о пианисте» Джузеппе Торнаторе (1998). Сыграла в фильмах «Квазимодо», «Закон противоположностей», «Вавилон Н.Э.», «Ларго Винч: Начало», «Принцесса де Монпасье», «Неоконченный роман», «Ради женщины» и других.

ДЭВИД ТЬЮЛИС /David Thewlis/ – Джоби
Родился 20 марта 1963 года в Блэкпуле, графство Ланкашир, Великобритания. Много работал и работает на телевидении. В 1993 году получил приз за лучшую мужскую роль на Каннском МКФ («Обнаженная» Майка Ли). Снимался в фильмах «Полное затмение», «Большой Лебовски», «До свидания, Чарли Брайт», «Омен», «Основной инстинкт-2», «Мистер Ганджубас», «Аноним», «Боевой конь», «Пятая власть». В цикле о Гарри Поттере сыграл роль профессора Римуса Люпина. Пишет романы и стихи.

ЛУКАС ХЕДЖЕС /Lucas Hedges/ – Боб
Юный актер, обративший на себя внимание исполнением роли Редфорда в фильме Уэса Андерсона «Королевство полной луны». Также снимался в фильмах «Влюбиться в невесту брата», «День труда», «Отель «Гранд Будапешт» и других.

МЭТТ ДЭЙМОН /Matt Damon/ – Руководство
Родился 8 октября 1970 года в Кембридже, штат Массачусетс, США. Лауреат премий «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший сценарий» (с Беном Аффлеком, «Умница Уилл Хантинг»). Дважды номинант премии «Оскар» – «Лучший актер» («Умница Уилл Хантинг»), «Лучший актер второго плана» («Непокоренный»). Снимался в фильмах «Спасти рядового Райана», «Догма», «Талантливый мистер Рипли», «Одиннадцать друзей Оушена», «Идентификация Борна», «Отступники», «Охотники за сокровищами», «Элизиум: Рай не на Земле» и других.

ТИЛЬДА СУИНТОН /Tilda Swinton/ – доктор Шринк-Ром
Родилась 5 ноября 1960 года в Лондоне. Лауреат премии «Оскар» в номинации «Лучшая актриса второго плана» («Майкл Клейтон»). Любимая актриса Дерека Джармена («Караваджо», «Ария», «Эдвард II», «Сад», «Витгенштейн» и др.) Также снималась в фильмах «Орландо», «Пляж», «Адаптация», «Молодой Адам», «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф», «Константин: Повелитель тьмы», «Загадочная история Бенджамина Батона», «После прочтения сжечь», «Королевство полной луны», «Выживут только любовники» и других.




СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА

ТЕРРИ ГИЛЛИАМ /Terry Gilliam/ – режиссер
Родился 22 ноября 1940 года в Миннеаполисе, США. Окончил колледж в Лос-Анджелесе как политолог. В кино начинал с работы художника-аниматора. Был приглашен на одну из британских студий в этом качестве. В конце 60-х получил британское гражданство. Вскоре познакомился со знаменитой комик-группой «Монти Пайтон». Творчество в группе было коллективным. При самом активном участии Гиллиама были созданы фильмы «Монти Пайтон и Священный Грааль», «Жизнь Брайана по Монти Пайтону» и другие. С середины 80-х перешел к более масштабному (и самостоятельному) кино: «Бразилия», «Король-рыбак», «Двенадцать обезьян», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Братья Гримм» и другие. Номинант премии «Оскар» в категории «Лучший сценарий» («Бразилия»).

ПЭТ РАШИН /Pat Rushin/ – автор сценария
Преподает литературное мастерство в университете Орландо. Рассказы Рашина регулярно публикуются в литературных журналах. «Теорема Зеро» – его дебютный сценарий для полнометражного фильма.

НИКОЛЯ КАРТЬЕ /Nicolas Chartier/ – продюсер
Номинант премии «Оскар» и лауреат премии BAFTA в категории «Лучший фильм» («Повелитель бури»). Также принимал участие в создании фильмов «Хранитель», «Киллер Джо», «Грязные игры», «Страсти Дон Жуана», «Далласский клуб покупателей» и других.

ДИН ЗАНУК /Dean Zanuck/ – продюсер
Родился 11 августа 1972 года в Лос-Анджелесе. Представитель третьего поколения одной из самых знаменитых голливудских семей. Его дед – легендарный Дэррил Занук, основатель компании 20th Century Fox. Отец – Ричард Занук, продюсировавший такие фильмы как «Челюсти», «Вердикт», «Шофер мисс Дэйзи». Дин Занук принимал участие в создании фильмов «Столкновение с бездной», «Планета обезьян», «Чарли и шоколадная фабрика», «Власть огня», «Проклятый путь» и других.

НИКОЛА ПЕКОРИНИ /Nicola Pecorini/ – оператор
Родился 10 августа 1957 года в Милане. Работал с Гиллиамом на фильмах «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Страна приливов», «Воображариум доктора Парнаса». Кроме этого, принимал участие в создании фильмов «Правила боя», «Пожиратель грехов», «Вся жизнь впереди», «Случайный доступ» и других. Приз за лучшую операторскую работу на МКФ в Сан-Себастьяне («Спасти Харрисона»).

ДЭВИД УОРРЕН /David Warren/ – художник
Номинант премии «Оскар» («Воображариум доктора Парнаса»). Принимал участие в создании фильмов «Дневник Бриджит Джонс», «Айрис», «Агент Джонни Инглиш», «Пекло», «Хранитель времени» и других.

ДЖОРДЖ ФЕНТОН /George Fenton/ – композитор
Один из самых авторитетных британских кинокомпозиторов. Пятикратный номинант премии «Оскар»: «Опасные связи», «Король-рыбак», «Клич свободы» (музыка и песня), «Ганди». Также написал музыку к фильмам «Окончательный анализ», «День сурка», «Мэри Райли», «Пленники небес», «Меня зовут Джо», «Вам письмо», «Анна и король», «Красота по-английски», «Охотники за головами» и другим.