КИНОПРОКАТ
Взорвать Гитлера
Elser



год 2015
страна Германия
режиссеры Оливер Хиршбигель
актеры Кристиан Фридель, Катарина Шюттлер, Бургхарт Клаусснер, Йохан Фон Бюлов
сценарий Леони-Клер Брайнерсдорфер, Фред Брайнерсдорфер
продюсеры Фред Брайнерсдорфер, Манфред Хаттендорф
оператор Юдит Кауфманн
продолжительность 114 мин
премьера в России 28.04.16




СИНЕМА ПРЕСТИЖ

представляет

фильм
ОЛИВЕРА ХИРШБИГЕЛЯ

«ВЗОРВАТЬ ГИТЛЕРА»
«Elser»


Германия, 2015, драма, 114 мин.

Bavarian Film Awards – «Лучший фильм»;
Премия Европейской киноакадемии – номинация «Лучший актер»;
German Directors Award Metropolis – «Лучший режиссер»;
German Film Awards – номинации «Лучший актер», «Лучший актер второго плана», «Лучший оператор», «Лучший монтаж», «Лучший художник-постановщик», «Лучший художник по костюмам», «Лучший грим».

Кем был Георг Эльзер, человек, которому не хватило всего 13 минут, чтобы изменить ход мировой истории? Идеалистом, ненавидевшим Гитлера, или членом глубоко законспирированной антифашистской организации?
8 ноября 1939 года в мюнхенской пивной «Бюргербройкеллер», где Гитлер каждый год в годовщину «Пивного путча» выступал перед ветеранами национал-социалистической рабочей партии Германии, прогремел взрыв. Самодельную бомбу с часовым механизмом Эльзер заранее вмонтировал в колонну, перед которой обычно устанавливали трибуну для вождя.
Восемь человек погибли, 63 были ранены. Однако Гитлера среди пострадавших не оказалось. Он, ограничившись кратким приветствием, покинул зал незадолго до взрыва. Эльзера схватили. Его допрашивали шеф гестапо Мюллер и начальник уголовной полиции Третьего рейха Нёбе. Ему пришлось пережить многие месяцы нечеловеческих пыток. Гитлер не мог поверить, что покушался на него мститель-одиночка, фюрер требовал от своих генералов раскрытия полномасштабного заговора.


Сценаристы Леони-Клер и Фред Брайнерсдорфер, продюсеры Борис Оссерер и Оливер Шюндлер:
БОЛЬШОЙ МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК

Начало
10 лет назад Борис Оссерер увидел докудраму Райнера Эрлера «Убийца» о Георге Эльзере, снятую в 1969 году. Борис Оссерер: «Фильм произвел на меня сильное впечатление, и я подумал, как на удивление мало известно об Эльзере. Такого человека во Франции, например, точно не забыли бы, а сделали героем, и каждый фонтан носил бы его имя». Оссерер понял, что история Эльзера – это тема для большого художественного фильма, и в 2008 году предложил Леони-Клер и Фреду Брайнерсдорферам написать сценарий.
В их лице он нашел подготовленных людей. Фред Брайнерсдорфер: «Меня всегда интересовало сопротивление фашистской диктатуре. Мои родители, к сожалению, до конца жизни были убежденными национал-социалистами. Поэтому такие люди, как Эльзер, восхищали меня. Как получилось, что простой деревенский плотник видел и понимал то, что мои родители не видели или, точнее, не хотели видеть?» Леони-Клер Брайнерсдорфер: «Для моего поколения удивительно, как нацисты смогли внедрить неистовую агрессивность в таком масштабе. Почему немцы встали в этот строй? Судьба Георга Эльзера показывает, если у человека есть способность по-своему осмыслять происходящее, он будет действовать соответственно своим убеждениям».

Поиски разгадки
Поиски материалов для сценария привели Леони-Клер Брайнерсдорфер и Бориса Оссерера в родные места Эльзера в земле Баден-Вюртемберг. Йоахим Циллер, директор мемориала Георга Эльзера, выразил готовность помочь. Леони-Клер Брайнерсдорфер: «Он во время нашей первой встречи с большим воодушевлением отнесся к проекту, потому что был уверен: пришло время для правдивого и исторически точного фильма об Эльзере. Мы много с ним разговаривали. Он предоставил нам архивные материалы и познакомил с родственниками нашего героя и очевидцами тех событий. Но многие из них и даже их потомки не хотели ничего с нами обсуждать. Меня взволновали слова родственницы Эльзера, которой было уже 80. Всю жизнь ее оскорбляли из-за того, что она была из семьи «того самого Эльзера», и она своих родственных связей стыдилась. Но теперь, сказала она, мне надоело, и я хочу этим гордиться. В связи с нашим проектом, она вновь погрузилась в эту историю и, в конце концов поняла, что Георг Эльзер был великим человеком».
Исследования авторов привели к совершенно новому представлению о личности человека, хотевшего убить Гитлера. Фред Брайнерсдорфер: «Большинство его изображений – это фотографии, сделанные в гестапо, на них он со следами пыток. Жалкое зрелище. Но мы нашли и совершенно другие его снимки. Кроме этого, существовал образ Эльзера как работяги, неудачника, замкнутого, болезненного швабского брюзги, страдавшего от всего и вся, и однажды соорудившего бомбу. На самом деле он был совсем другим – музыкантом, ловеласом, любившим жизнь и свободу, который в удушающих объятьях тоталитаризма превратился в борца сопротивления. Когда он уже готовил покушение, Эльзер сознательно прервал все отношения, чтобы семья, любимая женщина и друзья не пострадали. И во время допросов в гестапо он отрицал знакомство с разными людьми, чтобы не подвергать их опасности. Нас обескуражило, как искаженный образ Эльзера после войны был беспрекословно принят обществом». Леони-Клер Брайнерсдорфер: «На протяжении десятилетий его высмеивали как тупого одиночку и изгоя, хотя в реальности он был совсем другим. Одна пожилая дама, знавшая его лично, призналась мне: «Да! Этот Эльзер был очень красив!»

Эльзер и Эльза
Выражение любви Эльзера к свободе – это его смелость, страсть и последовательность по отношению к Эльзе, его любимой женщине. Она была замужем. Некоторое время Эльзер жил в доме ее семьи. Фред Брайнерсдорфер: «На допросах в гестапо он всегда говорил о ней как о хозяйке, с которой у него не было никаких отношений». Возможно, у Эльзы были дети от возлюбленного. Леони-Клер Брайнерсдорфер: «Дочь Эльзы рассказала мне, что у нее были два младших брата. Один умер через год после рождения. Его отцом точно был Георг. Сначала дочь Эльзы категорически отказывалась говорить о чем-либо. Но я написала ей письмо, и она пригласила меня приехать. Это была прекрасная встреча. Мы проговорили шесть часов, она рассказала так много об Эльзе, что героиня нашего сценария предстала в абсолютно новом свете. После этого мы целиком переписали ее роль».
Для продюсера Бориса Оссерера история любви Эльзера и Эльзы стала настоящим подарком. Борис Оссерер: «Часто для биографических фильмов придумываются любовные истории, которых на самом деле не было. А здесь эта история не только была, но она еще и свидетельствует о важных чертах характера героя – его внутренней свободе и независимости».

Вокруг Эльзера
Огромную помощь авторам оказал консультант фильма Петер Штейнбах, историк и политолог, руководитель берлинского музея немецкого сопротивления. Леони-Клер Брайнерсдорфер: «Мы открыли много нового не только о нашем герое, но и о повседневной жизни рабочих в провинции в 30-е годы – эту тему в кино практически не затрагивали. Надо понять, что эти люди боролись за выживание, голодали, их дети умирали от недоедания. Швабия – промышленный район. Отправляясь в провинцию, ты думаешь, что окажешься в деревенском мире, а видишь огромные фабрики. Политическая жизнь в этом районе была совсем другой, нежели мы представляли. В конце 20-х там были сильны социалисты-коммунисты. На выборах за них голосовало большинство. Рабочие состояли в профсоюзе. Они часто вступали в стычки со штурмовыми отрядами национал-социалистов. Но после того, как власть нацистов усилилась, многие уничтожили свои документы о принадлежности к компартии и профсоюзам, поскольку это могла стоить людям жизни».

Эльзер и метастазы национал-социализма
Чрезвычайно важным для авторов было показать последовательное проникновение фашизма в жизнь людей. Фред Брайнерсдорфер: «В принципе, «Взорвать Гитлера» – Heimatfilm (дословно – фильм о родном крае, жанр в немецкой кинематографии 1920-1950 гг., основная тема которого – проблемы «маленького человека»), но мы были против мифов и клише, характерных для этого жанра. Мы рассказываем о том, как метастазы нацизма проникают в жизнь людей и как люди меняются». Леони-Клер Брайнерсдорфер: «Мы показываем, что люди принимают эти изменения как данность. Даже когда близкого знакомого, который никому ничего дурного не делал, арестовывали как коммуниста и отправляли в концлагерь, люди этого как будто не замечали. Или оправдывали себя: я-то всё делаю правильно, а у арестованного ведь был выбор. По-моему, это коллективное моральное банкротство». Георг Эльзер, человек внутренне свободный, не хотел закрывать глаза на происходящее. Потому сначала он стал изгоем, а потом сделал бомбу.

Режиссер
Для продюсеров большой удачей стало согласие Оливера Хиршбигеля снимать фильм. Оливер Шюндлер: «Когда у вас большой проект, вас постоянно преследуют сомнения – на правильном ли вы пути. Мы выслали сценарий Оливеру Хиршбигелю, который прочитал десятки, если не сотни сценариев, и в последние годы не работал в Германии. Но уже через четыре дня он сидел перед нами и спрашивал: «Ну, мы снимаем фильм или как?» Он принял сценарий без каких-либо «но» и «если».

Фред Брайнерсдорфер: «Хиршбигель для фильма – абсолютная удача. Он тщательно изучил то время – когда снимал «Бункер», он великолепный художник, и он умеет виртуозно руководить актерами и группой». Оливер Шюндлер: «Мне прежде не приходилось работать с таким режиссером, как Оливер, который абсолютно точно представлял бы законченный фильм, только начиная снимать».

Съемки
После долгого подготовительного периода фильм снимался два летних месяца – июль и август 2014 года – в Баден-Вюртемберге, Баварии, Южном Тироле и Берлине. Борис Оссерер: «Исторический фильм требует больших усилий, если вы хотите сделать его убедительным. Например, мы вдоль и поперек проехали землю Баден-Вюртемберг, чтобы найти аутентичный рабочий поселок. Деревни были перестроены, дома выглядят не так, как в 30-е».
Хиршбигель впервые работал с оператором Юдит Кауфман. Борис Оссерер: «Через неделю работы они практически не разговаривали. Не потому что поссорились, а потому что понимали друг друга мгновенно. Одного взгляда или реплики было достаточно, чтобы знать, что нужно делать».


Оливер Хиршбигель:
КОГДА ВАША СОВЕСТЬ ГОВОРИТ – ВСЁ, ХВАТИТ!

«Взорвать Гитлера» – ваш первый немецкий фильм за десять лет. Что заставило вас вернуться домой?
Меня поразили сценарий и герой. Я всегда говорил: если тема, связанная с Германией, захватит меня, соглашусь снимать сразу. Это тот случай. Я прочитал сценарий скорее из любопытства, потому что знал историю Эльзера и не представлял, как ее можно рассказать в виде триллера. Но, читая, сразу погрузился в сюжет. Я не мог оторваться от него, поражался снова и снова неожиданным поворотам. И, заканчивая, уже знал, что должен снимать этот фильм.

Вы уже знали историю Эльзера…
Да, узнал в ранней молодости, когда меня начала интересовать история Третьего рейха в целом. И тогда, и сегодня я задаю себе те же вопросы: Как такое было возможным? Почему все смирились? Почему не было большого движения сопротивления? Еще школьником, пытаясь, насколько это было возможным, понять время нацизма, я узнал про Эльзера. Хотя многие факты его жизни стали известны только сейчас. Тогда он представлялся странным человеком, одержимым убийством Гитлера.

Что в нем поразило вас в большей степени?
Его проницательность. Он не состоял ни в какой партии, он просто был внутренне независимым человеком, способным самостоятельно мыслить. Человеком, которому интересен мир и не интересны рамки жизни обывателя. Он почувствовал энергию разрушения в той системе, которая подчиняла себе всё, насильно подавляла любую индивидуальность. Это противоречило его сути.

Удивительно, что он при этом был простым деревенским работягой.
Открытость сердца и способность предвидения не определяются уровнем образования или городской средой. Он просто чувствовал, что должен действовать.

Как вам работалось с Кристианом Фриделем?
Те, кто видел «Белую ленту», могут подтвердить, что он фантастический актер. Я должен сказать: никто даже близко не смог бы сыграть Эльзера так, как он. Наш первый съемочный день прошел настолько гладко, что стало понятно: мы как два брата, и вместе управляем лодкой. Достаточно было одной реплики – и работа шла в правильном направлении. Это был идеальное сотрудничество.

Чему мы сегодня можем научиться у Эльзера?
Нравственному мужеству. В тот критический момент, когда ваша совесть не может примириться с тем, что вас заставляют делать. У меня сразу возникает параллель с историей Эдварда Сноудена. Он в течение нескольких лет наблюдал за тем, что происходит в якобы демократической системе, это мучило его, пока он не предал информацию гласности. Прекрасно понимая, что рискует собственной жизнью, что ему придется скрываться, что его будут преследовать по всему миру. И все-таки он встал и сказал: так не должно быть! Сноуден – совсем другой человек, очень умный, образованный. Но внутреннее побуждение у него такое же, как у Эльзера.

Какие у вас самые сильные впечатления от съемок?
Два дня на озере Констанс. Это было очень красиво. Там мы снимали эпизод о том, что появилось в начале 30-х в жизни Германии, вскоре было подавлено и вернулось только спустя годы – джаз, свободная любовь, Wandervogel (молодежное туристическое движение), натуристы… Почти всё лето было ненастное – тучи, дождь, грозы. А именно в эти два дня над озером светило солнце, и у нас был настоящий летний свет. Будто мы получили помощь свыше. Но вообще-то неправильно выделять эти два дня.

Почему?
Потому что каждый день работы оставлял прекрасные впечатления. Я каждое утро отправлялся на площадку с любопытством и большим удовольствием. Такого со мной никогда не было. Это состояние не закончилось со съемками – монтаж мы закончили в рекордное время. И не только потому, что материал был очень хорошим. Мы быстро нашли общий язык с Александром Диттнером, режиссером монтажа, большим профессионалом.


Кристиан Фридель:
ПОДАРОК ДЛЯ АКТЕРА

О чем вы подумали, прочитав сценарий? И как отреагировали на предложение сыграть главную роль?
Текст захватил меня сразу. Это интересная смесь реальных исторических событий и художественной интерпретации. Сначала мне было трудно представить себя в образе главного героя, многие вещи казались чуждыми. Во время проб использовалась сцена допроса, и меня захватила возможность сфокусироваться на «провале» Эльзера, его гневе, его боли, его решительности. Такая роль – подарок для любого актера. Когда меня утвердили, я был просто ошеломлен и счастлив.

Что вас особенно привлекло в герое?
Масштаб характера и его развитие. Вы узнаете его молодым – свободолюбивым, беззаботным, полным жизни. Его сложные отношения с отцом и религиозной матерью – тоже добавляют выразительности. Его постепенное осознание необходимости борьбы с нацизмом, исполнение задуманного им плана убийства Гитлера, арест, пытки, и – в финале – подавленность и потеря интереса к жизни… Это фантастически увлекательная задача для артиста.

Какой подготовки требует такая роль?
Кроме обычной работы – выучить тексты и внимательно пройтись по сценарию, – потребовалось и другое. Я смотрел архивные киноматериалы, читал об Эльзере. Интересно, что его родственники и знакомые очень по-разному вспоминали о нем, и не все поняли и приняли его поступок, а некоторые предпочитали молчать. Эта неоднозначность в оценке героя очень помогла мне, и постепенно образ стал обретать форму. Я не из тех актеров, которые приходят на площадку абсолютно точно знающими, как их герой ходил, как говорил и т.д. Я продолжаю искать решение в процессе работы и вместе с режиссером.


АКТЕРЫ

КРИСТИАН ФРИДЕЛЬ /Christian Friedel/ – Георг Эльзер
Родился 9 марта 1979 года в Магдебурге.
Номинации на премии Европейской и Немецкой киноакадемий – за роль в фильме «Взорвать Гитлера». Также снимался в фильмах «Белая лента», «Цыпленок с черносливом», «Безрассудная любовь».

КАТАРИНА ШЮТТЛЕР /Katharina Schüttler/ – Эльза
Родилась 20 октября 1979 года в Кельне.
Снималась в фильмах «Безрассудная любовь», «Отцовство», «Свободное падение», «Простые сложности Нико Фишера», в мини-сериалах «Беги», «Наши матери, наши отцы», «Обещание», «Карлос».

БУРГХАРТ КЛАУССНЕР /Burghart Klaussner/ – Артур Нёбе
Родился 13 сентября 1949 года в Берлине.
Снимался в фильмах «Человек из посольства» (премия МКФ в Локарно), «Государство против Фрица Бауэра» (премия Баварской киноакадемии), «Белая лента» (премия Немецкой киноакадемии), «Воспитатели», «Чтец», «Гудбай, Ленин!», «Йелла», «Вторжение».

ЙОХАН ФОН БЮЛОВ /Johann von Bülow/ – Генрих Мюллер
Родился 26 сентября 1972 года в Мюнхене.
Снимался в фильмах «Переменная облачность», «Соблазнитель», «В лабиринте молчания», в мини-сериалах «Спецотряд «Кобра», «Карлос».




СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА

ОЛИВЕР ХИРШБИГЕЛЬ /Oliver Hirschbiegel/ – режиссер
Родился 26 марта 1957 года в Гамбурге.
Поставил фильмы «Бункер» (номинация на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»), «Эксперимент» (приз за режиссуру на Монреальском МКФ), «Вторжение», «Пять минут рая», «Диана: История любви». Принимал участие в создании сериалов «Борджиа», «Агент», «Комиссар Рекс».

БОРИС ОССЕРЕР /Boris Ausserer/ – продюсер
Родился в Анси, Франция. Принимал участие в создании фильмов «Без семьи», «Воскресение», «Туннель».

ОЛИВЕР ШЮНДЛЕР /Oliver Schündler/ – продюсер
Принимал участие в создании фильмов «Без семьи», «Антония: между любовью и властью», «Воскресение», «Ловушка для привидения».

ФРЕД БРАЙНЕРСДОРФЕР /Fred Breinersdorfer/ – продюсер, автор сценария
Родился 6 декабря 1946 года в Мангейме.
Принимал участие в создании фильмов «Дневник Анны Франк», «Последние дни Софии Шолль», «Китаец», «Смертельный полет».

ЛЕОНИ-КЛЕР БРАЙНЕРСДОРФЕР /Léonie-Claire Breinersdorfer/ – автор сценария
Родилась 21 мая 1976 года в Штутгарте. Дочь Фреда Брайнерсдорфера. Принимала участие в создании сериалов «Место преступления», «Блудный сын», «Штутгартское убийство».

ЮДИТ КАУФМАН /Judith Kaufmann/ – оператор
Родилась 20 сентября 1962 года в Штутгарте.
Оператор-постановщик фильмов «Убежище», «Между мирами», «Страна мечты», «Две жизни», «Взгляд». Многократный лауреат и номинант немецких кинопремий (German Camera Award, German Critics Association Awards, Bavarian Film Awards, German Television Awards).

ДЭВИД ХОЛМС /David Holmes/ – композитор
Родился 14 февраля 1969 года в Белфасте. Написал музыку для фильмов «Вне поля зрения», «Солдаты Буффало», «Одиннадцать друзей Оушена», «Анализируй это», «Двенадцать друзей Оушена», «Тринадцать друзей Оушена», «Край», «Диана: История любви».