кинопрокат тв-права новинки dvd каталог dvd события персоны контакты  
о компании | где купить dvd | вакансии |

Великие режиссеры



Акира Куросава
Akira Kurosawa
23.03.1910 - 06.09.1998

Классик мирового кинематографа, режиссер, соединивший в своем творчестве восточную и западную культуры, «низкие» и «высокие» жанры. Куросава – автор многочисленных шедевров, разных по форме (самурайские фильмы, эпические, социальные, камерные, экранизации), но всегда отличавшихся невероятной визуальной выразительностью, глубиной, мощными актерскими работами, оригинальными сюжетами, эмоциональностью, динамизмом и психологичностью. Культовый (в высоком смысле слова) режиссер, чьи произведения восхищали и восхищают кинематографистов и зрителей во всем мире.

Он родился в семье с самурайскими традициями. С детства увлекался живописью и собирался стать профессиональным художником. Но сказалось влияние старшего брата Хейго, который был фанатом кино, – в 1936 году Куросава пришел на студию работать ассистентом режиссера. В 1943-м сделал первую самостоятельную картину – «Гений дзюдо» (в 1965-м Сейхиро Учикава снял римейк, ставший хитом проката, в том числе и у нас). В 1945-м после фильма «Самые красивые» Куросава женился на исполнительнице главной роли Еко Ягути. Они прожили вместе сорок лет – до смерти Еко. Их двое детей – тоже кинематографисты: сын Хисао – продюсер, дочь Казуко – художник по костюмам.

Телохранитель 1979
Yojimbo
Американский «Телохранитель» Кевин Костнер пересматривал этот фильм Акиры Куросавы столько раз, что сбился со счета. И не он один. Японский «Телохранитель» уже несколько десятилетий – образец для создателей боевиков. Они им вдохновляются, цитируют или «просто» используют его сюжет – как в лентах «За пригоршню долларов» с Клинтом Иствудом и «Герой-одиночка» с Брюсом Уиллисом. А всё потому, что первоисточник гениален – какой сюжет! какой драйв! какая музыка Масару Сато! И, конечно, Тосиро Мифуне – главный самурай мирового кино.
         


Камера тоже актер, Мир Кадзуо Мияговы

В

1948-м вышел фильм «Пьяный ангел», в котором одну из ролей сыграл Тосиро Мифуне, ставший звездой мирового уровня. Он снялся в 16 лентах Куросавы. У режиссера был еще один любимый актер – Такаси Симура (у них 21 совместная работа, включая и главные роли, и эпизодические).
На Венецианском фестивале 1950 года фильм «Расемон» стал сенсацией. Экранизация рассказов Рюноскэ Акутогавы, в которой одно событие – преступление – показано с четырех точек зрения, была новаторским словом в кино. С этого момента каждая картина Куросавы вызывала пристальный интерес.

Куросава сам писал сценарии для своих фильмов – и оригинальные, и по мотивам литературной классики. Он всегда переносил место действия в Японию, но при этом и «Трон в крови» (по шекспировскому «Макбету»), и «Ран» (по «Королю Лиру»), и «Идиот» (по роману Достоевского – любимого автора режиссера), и «На дне» (по пьесе Горького) ни в чем не уступают, а часто – гораздо сильнее, чем экранизации, снятые на родине писателей.

Телохранитель-2: Отважный Сандзюро 1962
Tsubaki Sanjûrô
В рейтинге самых-самых харизматичных актеров мирового кино никто не в силах подвинуть японца Тосиро Мифуне с лидирующих позиций. Гипнотизирующий взгляд, низкий голос, врожденное чувство собственного достоинства, выразительная пластика, искусное владение оружием. Какой-то необъяснимый словами магнетизм, хотя его герои совсем не идеально-положительные. Вот самурай Сандзюро из боевика «Телохранитель-2» (он же был и в «Телохранителе») любит выпить, поспать, не очень-то церемонится с соратниками по борьбе, не говоря о врагах, особенно о тех, которые при его появлении не успели унести ноги.
         


История создания фильма "Телохранитель-2: Отважный Сандзюро"

В

число любимых режиссеров Куросавы входили Эйзенштейн, Сатьяджит Рей и, в первую очередь, Джон Форд. А поклонников японского мастера в киносреде не счесть. Ингмар Бергман среди своих любимых десяти фильмов называл «Расемон», а Андрей Тарковский – «Семь самураев». По сюжету тех же «Семи самураев» Джон Стерджес снял «Великолепную семерку», «За пригоршню долларов» Серджо Леоне – римейк «Телохранителя», в «Звездных войнах» Джордж Лукас использовал «мотивы» из «Трех негодяев в скрытой крепости». Самый удачный из американских фильмов Андрея Кончаловского «Поезд-беглец» поставлен по сценарию Куросавы.

Несмотря на всемирную славу, у режиссера были трудные периоды. Иногда – для заработка – ему приходилось снимать рекламу для телевидения. А после того, как провалился в Японии его фильм «Под стук трамвайных колес», он пытался покончить жизнь самоубийством. В 70 – 80-е он снимал редко и преимущественно с помощью иностранных компаний: фильм «Дерсу Узала» он поставил на «Мосфильме», «Тень воина» продюсировали Джордж Лукас и Фрэнсис Форд Коппола, «Ран» – француз Серж Зильберман.

Избранная фильмография режиссера:

1993. ЕЩЕ НЕТ /MADADAYO/    

1991. АВГУСТОВСКАЯ РАПСОДИЯ /HACHI-GATSU NO KYÔSHIKYOKU/    

1990. СНЫ АКИРЫ КУРОСАВЫ /DREAMS/    

1985. РАН /RAN/, номинация на премию «Оскар» за лучшую режиссуру, премия Британской киноакадемии BAFTA за лучший иностранный фильм, номинация на премию BAFTA за лучший сценарий, премия Blue Ribbon за лучший фильм, премия David di Donatello за лучший иностранный фильм   

1980. КАГЕМУСЯ: ТЕНЬ ВОИНА /KAGEMUSHA/, премия Британской киноакадемии BAFTA за лучшую режиссуру, номинация на премию BAFTA за лучший фильм, премия Blue Ribbon за лучший фильм, «Золотая пальмовая ветвь» на МКФ в Канне, премия César и премия David di Donatello за лучший иностранный фильм, премия Silver Ribbon в номинации «Лучший режиссер иностранного фильма»       

1975. ДЕРСУ УЗАЛА /DERSU UZALA/, премия David di Donatello и премия Silver Ribbon в номинации «Лучший режиссер иностранного фильма», Золотой приз и приз FIPRESCI на МКФ в Москве   

1970. ПОД СТУК ТРАМВАЙНЫХ КОЛЕС /DODESUKADEN/    

1965. КРАСНАЯ БОРОДА /AKAHIGE/, премия Blue Ribbon за лучший фильм

1963. РАЙ И АД / TENGOKU TO JIGOKU /    

1962. ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ-2 /ОТВАЖНЫЙ САНДЗЮРО / TSUBAKI SANJÛRÔ/

1961. ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ /YÔJINBÔ /  

1960. ПЛОХИЕ СПЯТ СПОКОЙНО /WARUI YATSU HODO YOKU NEMURU/    

1958. ТРОЕ НЕГОДЯЕВ В СКРЫТОЙ КРЕПОСТИ / KAKUSHI - TORIDE NO SAN - AKUNIN /, приз «Серебряный медведь» за режиссуру и приз FIPRESCI на МКФ в Берлине, премия Blue Ribbon за лучший фильм

1957. НА ДНЕ / DONZOKO /    

1957. ТРОН В КРОВИ / KUMONOSU - J Ô/    

1955. Я ЖИВУ В СТРАХЕ /IKIMONO NO KIROKU/    

1954. СЕМЬ САМУРАЕВ / SHICHININ NO SAMURAI /, приз «Серебряный лев» на МКФ в Венеции    

1952. ЖИТЬ / IKIRU /, спецприз на МКФ в Берлине    

1951. ИДИОТ /HAKUCHI/    

1950. РАСЕМОН / RASH Ô MON /, премия Blue Ribbon за лучший сценарий, приз «Золотой лев» на МКФ в Венеции        

1950. СКАНДАЛ / SH Û BUN /    

1949. БЕЗДОМНЫЙ ПЕС / NORA INU /    

1949. ТИХАЯ ДУЭЛЬ / SHIZUKANARU KETTO /    

1948. ПЬЯНЫЙ АНГЕЛ / YOIDORE TENSHI /   

1947. ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ /SUBARASHIKI NICHIYÔBI/    

1946. НЕ СОЖАЛЕЮ О СВОЕЙ ЮНОСТИ /WAGA SEISHUN NI KUINASHI/    

1946. ТВОРЯЩИЕ ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ /ASU O TSUKURU HITOBITO/    

1945. ИДУЩИЕ ЗА ХВОСТОМ ТИГРА / TORA NO O WO FUMU OTOKOTACHI /    

1945. ГЕНИЙ ДЗЮДО -2 /ZOKU SUGATA SANSHIRO/    

1944. САМЫЕ КРАСИВЫЕ /ICHIBAN UTSUKUSHIKU/    

1943. ГЕНИЙ ДЗЮДО /SUGATA SANSHIRÔ/