 Жан-Клод Карьер родился на юге Франции, в маленькой деревушке. Его отец был виноградарем. (Карьер в шутку называет себя единственным сценаристом, который умеет пахать землю.) Комплексов по поводу своего «низкого» происхождения никогда не испытывал, считая, что напротив – ему повезло: не пришлось жить под игом буржуазной культуры. С детства запоем читал книжки, а когда в 1945-м семья перебралась в Париж, возможностей для саморазвития появилось еще больше – художественные выставки, кино, музыка. В университете он изучал историю и литературу, первый роман опубликовал в 24 года, а в 29 стал обладателем премии «Оскар» – за короткометражный фильм «Счастливая годовщина», который он снял вместе с режиссером Пьером Этексом. «Разброс» интересов Карьера необычайно большой. Он написал своеобразный учебник философии «Кружок лжецов: философские сказки народов мира» и – после встреч с Далай Ламой – книгу «Сила буддизма». А совсем недавно вышла (и у нас тоже) книга его бесед с главным европейским интеллектуалом Умберто Эко «Не надейтесь избавиться от книг!» Он сочиняет пьесы и романы. Его перу принадлежат учебники для студентов киношкол («Упражнение со сценарием», «Рассказывать историю: несколько рекомендаций»), серьезные киноведческие исследования («Фильм, который мы не видим») и несерьезные книжки (вроде «Звездной системы», где портреты знаменитых американских артистов нарисовал Пьер Этекс, а смешные комментарии к ним придумал Карьер). Но, прежде всего, Карьер – один из лучших европейских кинодраматургов. Вместе с ним Луис Бунюэль создал лучшие свои фильмы (от «Дневника горничной» до ленты «Этот смутный объект желания») и написал чудесные мемуары «Мой последний вздох». В них испанский классик признался, что «из двадцати восьми писателей, с которыми приходилось работать, ближе всех оказался Карьер». Но Карьер не превратился в сценариста, пишущего только для одного режиссера (так бывает), хотя бы и для Бунюэля. Он, кстати, «по знакомству» принимал участие в создании лент сына Бунюэля («Женщина в красных сапогах») и невестки Бунюэля («Сальса»). Прекрасные фильмы созданы по его сценариям и другими – выдающимися и абсолютно разными – режиссерами: «Вива Мария!» и «Вор» (Луи Маль), «Жестяной барабан» (Фолькер Шлендорф), «Призраки Гойи» (Милош Форман), «Невыносимая легкость бытия» (Филип Кауфман), «Дантон» (Анджей Вайда) и многие-многие другие. Избранная фильмография сценариста: 2007. УЛЬЖАН /ULZHAN/, реж. Фолькер Шлендорф 2006. МАРИЯ-АНТУАНЕТТА /MARIE-ANTOINETTE/, ТВ, реж. Франсис Леклерк, Ив Симоно 2006. ПРИЗРАКИ ГОЙИ / GOYA ' S GHOSTS /, реж. Милош Форман 2004. ОТЕЦ ГОРИО /LE PÈRE GORIOT/, ТВ, реж. Жан-Даниель Верег 2004. РОЖДЕНИЕ /BIRTH/, реж. Джонатан Глейзер 2002. РЮИ БЛАЗ / RUY BLAS /, ТВ, реж. Жак Вебер 2001. МАДАМ ДЕ … /MADAME DE.../, ТВ , реж . Жан-Даниель Верег 2002. ПИСЬМО НЕЗНАКОМКИ / LETTRE D ' UNE INCONNUE /, ТВ, реж. Жак Дере 2000. САЛЬСА /SALSA/, реж . Джойс Бунюэль 1997. КЛАРИССА /CLARISSA/, реж. Жак Дере 1997. КИТАЙСКАЯ ШКАТУЛКА / CHINESE BOX /, реж. Уэйн Вонг 1996. ЛЕСНОЙ ЦАРЬ / DER UNHOLD /, реж. Фолькер Шлендорф 1995. ГУСАР НА КРЫШЕ /LE HUSSARD SUR LE TOIT/, реж . Жан-Поль Раппно 1995. НОЧЬ И МГНОВЕНИЕ /THE NIGHT AND THE MOMENT/, реж . Анна Мария Тато 1993. СОММЕРСБИ / SOMMERSBY /, реж. Джон Эмиел 1992. ВОЗВРАЩЕНИЕ КАЗАНОВЫ / LE RETOUR DE CASANOVA /, реж. Эдуард Ниерманс 1991. ИГРЫ В ПОЛЯХ ГОСПОДНИХ /AT PLAY IN THE FIELDS OF THE LORD/, реж . Гектор Бабенко 1990. МИЛУ В МАЕ / MILOU EN MAI /, реж. Луи Маль 1990. СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК / CYRANO DE BERGERAC /, реж. Жан-Поль Раппно, номинации на премию Британской киноакадемии BAFTA и премию César за лучший сценарий 1989. ВАЛЬМОН /VALMONT/, реж. Милош Форман 1989. ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ /ES IST NICHT LEICHT EIN GOTT ZU SEIN/, реж. Петер Фляйшман 1988. БЕНГАЛЬСКИЕ НОЧИ /LA NUIT BENGALI/, реж. Николас Клотц 1988. НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ БЫТИЯ /THE UNBEARABLE LIGHTNESS OF BEING/, реж . Филип Кауфман, номинация на премию «Оскар» и премия Британской киноакадемии BAFTA за лучший сценарий 1987. БЕСЫ /LES POSSÉDÉS/, реж . Анджей Вайда 1987. ПОДВИГИ МОЛОДОГО ДОН ЖУАНА /LES EXPLOITS D'UN JEUNE DON JUAN/, реж . Джанфранко Мингоцци 1986. МАКС , МОЯ ЛЮБОВЬ /MAX MON AMOUR/, реж . Нагиса Осима 1983. ЛЮБОВЬ СВАНА /UN AMOUR DE SWANN/, реж . Фолькер Шлендорф 1983. ГЕНЕРАЛ ПОГИБШЕЙ АРМИИ /IL GENERALE DELL'ARMATA MORTE/, реж . Лючано Товоли 1982. ДАНТОН / DANTON /, реж. Анджей Вайда, номинация на премию César за лучший сценарий 1982. СТРАСТЬ / PASSION /, реж. Жан-Люк Годар 1982. ВОЗВРАЩЕНИЕ МАРТИНА ГЕРРА / LE RETOUR DE MARTIN GUERRE /, реж. Даниель Винь, премия César за лучший сценарий 1981. ФАЛЬШИВКА /DIE FÄLSCHUNG/, реж . Фолькер Шлендорф 1980. СПАСАЙСЯ , КТО МОЖЕТ /SAUVE QUI PEUT (LA VIE)/, реж . Жан-Люк Годар 1979. МЕРА ЗА МЕРУ / MESURE POUR MESURE /, ТВ, реж. Питер Брук 1979. ЖЕСТЯНОЙ БАРАБАН /DIE BLECHTROMMEL/, реж. Фолькер Шлендорф 1979. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ВОЗЛЮБЛЕННОЙ /RETOUR À LA BIEN-AIMÉE/, реж. Жан-Франсуа Адам 1979. РАЗГНЕВАННЫЙ / L ' HOMME EN COL È RE /, реж. Клод Пиното 1978. БАБОЧКА НА ПЛЕЧЕ / UN PAPILLON SUR L 'É PAULE /, реж. Жак Дере 1977. ЭТОТ СМУТНЫЙ ОБЪЕКТ ЖЕЛАНИЯ / CET OBSCU R OBJET DU DÉSIR/, реж. Луис Бунюэль, номинации на премию «Оскар» и премию César за лучший сценарий 1977. ЧЕРТ В КОРОБКЕ /LE DIABLE DANS LA BOÎTE/, реж . Пьер Лари 1977 . ЖЮЛИ - ЛИПУЧКА /JULIE POT DE COLLE/, реж . Филипп де Брока 1977. БАНДА / LE GANG /, реж. Жак Дере 1975. ТРЕТЬЯ СТЕПЕНЬ / LA FAILLE /, реж. Петер Фляйшман 1975. ПЛОТЬ ОРХИДЕИ /LA CHAIR DE L'ORCHIDÉE/, реж . Патрис Шеро 1974. ЖЕНЩИНА В КРАСНЫХ САПОГАХ / LA FEMME AUX BOTTES ROUGES /, реж. Хуан Луис Бунюэль 1974. ПРИЗРАК СВОБОДЫ /LE FANTÔME DE LA LIBERTÉ/, реж . Луис Бунюэль 1974. МЕСТЬ ДОРОТЕИ / DOROTHEAS RACHE /, реж. Петер Фляйшман 1972. МОНАХ / LE MOINE /, реж. Адонис Киру 1972. СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ БУРЖУАЗИИ /LE CHARME DISCRET DE LA BOURGEOISIE/, реж . Луис Бунюэль, номинация на премию «Оскар» и премия Британской киноакадемии BAFTA за лучший сценарий 1972. СУКА /ЛИЗА / LIZA /, реж. Марко Феррери 1971. НЕМНОГО СОЛНЦА В ХОЛОДНОЙ ВОДЕ /UN PEU DE SOLEIL DANS L'EAU FROIDE/, реж . Жак Дере 1971. ОТРЫВ / TAKING OFF /, реж. Милош Форман, номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA за лучший сценарий 1970. БОРСАЛИНО / BORSALINO /, реж. Жак Дере 1969. БОЛЬШАЯ ЛЮБОВЬ / LE GRAND AMOUR /, реж. Пьер Этекс 1969. МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ / LA VOIE LACT É E /, реж. Луис Бунюэль 1969. БАССЕЙН /LA PISCINE/, реж . Жак Дере 1967. ДНЕВНАЯ КРАСАВИЦА /BELLE DE JOUR/, реж . Луис Бунюэль 1967. ВОР / LE VOLEUR /, реж. Луи Маль 1966. ОТЕЛЬ ПАРАДИЗО / HOTEL PARADISO /, реж. Питер Гленвилл 1965. ВИВА МАРИЯ! / VIVA MARIA !/, реж. Луи Маль 1964. ДНЕВНИК ГОРНИЧНОЙ /LE JOURNAL D'UNE FEMME DE CHAMBRE/, реж . Луис Бунюэль 1962 . ВЗДЫХАТЕЛЬ / LE SOUPIRANT /, реж. Пьер Этекс
|