 Классик, талант, гений, провокатор, бунтарь, нонконформист, трудоголик, параноик, харизматичная личность, enfant terrible нового немецкого кино… Так обычно говорят о Райнере Вернере Фассбиндере и добавляют, непременно изумляясь: умер в 37, за 15 лет работы снял более 40 фильмов, кроме этого много работал в театре и на телевидении, играл в своих и чужих картинах, писал пьесы и сценарии. «Статистика» и в самом деле непостижимая. Тем более что он много пил, был наркоманом, имел множество романов, преимущественно с мужчинами, дважды был женат. Попробуйте найти в многообразном мировом кинематографе хотя бы еще одного такого человека. Родители Фассбиндера развелись, когда ему было шесть лет. Мать, переводчица, чтобы не мешал работать, отправляла сына в кино (став режиссером, он снял ее в нескольких своих картинах). Фассбиндер смотрел по три-четыре фильма в день. Школу бросил. Утверждал, что в молодости несколько лет занимался проституцией. В берлинскую киношколу его не приняли. Он начал снимать любительские короткометражки, играл на сцене, а в конце 60-х создал свою труппу – Антитеатр. Многих актеров-единомышленников позднее снимал в своих фильмах, чаще других – Ханну Шигулу. Благодаря многолетнему сотрудничеству с ним, она стала европейской звездой. От его полнометражной дебютной картины «Любовь холоднее смерти» критика не оставила камня на камне. Но уже вторая лента, «Катцельмахер», получила высокую оценку коллег и зрителей. А дальше начался его марафон, о котором язвительные коллеги говорили: «Фассбиндер снимает пять картин в год, но одну непременно гениальную». В его фильмах, как и в лентах других режиссеров-постмодернистов с киноманским прошлым, присутствует игра со стилями и жанрами, скрыто (или демонстративно) цитируется американская и европейская классика. Но особость автора в кино, его своеобразие, индивидуальность определяются интонацией. Интонация Фассбиндера, как замечательно сформулировал когда-то критик Сергей Добротворский, это ледяная смесь невмешательства и страсти, неистовства и тоски, придуманной истории и настоящей боли. Главные герои его творчества изгои (представители социальных, этнических и сексуальных меньшинств, преступники, безработные) и женщины (обольстительные, наивные, лживые, тоскующие, часто в них видят образ послевоенной Германии). Гомосексуальной темы он касался во многих картинах, в «Кереле», экранизации романа Жана Жене, вышедшей уже после смерти режиссера, она – главная и единственная. (В 1999 году Франсуа Озон по пьесе Фассбиндера поставил фильм «Капли дождя на раскаленных скалах», тоже об отношениях мужчины и мужчины. Картина получила призы Берлинского и Нью-Йоркского, «тематического», фестивалей.) Он умер от передозировки наркотиков. Смерть Фассбиндера считается финальной точкой существования нового немецкого кино, хотя его соратники по движению – Фолькер Шлендорф, Вернер Херцог, Вим Вендерс и другие – продолжали плодотворно трудиться и в последующие годы. Избранная фильмография режиссера: 1982. КЕРЕЛЬ /QUERELLE/ 1982. ТОСКА ВЕРОНИКИ ФОСС /SEHNSUCHT DER VERONIKA VOSS/, приз «Золотой медведь» МКФ в Берлине, приз критиков на МКФ в Торонто 1981. ЛОЛА /LOLA/ 1981. ТЕАТР В ТРАНСЕ /THEATER IN TRANCE/ 1980. ЛИЛИ МАРЛЕН /LILI MARLEN/ 1979. БЕРЛИН , АЛЕКСАНДРПЛАЦ /BERLIN - ALEXANDERPLATZ/, ТВ 1979. ЗАМУЖЕСТВО МАРИИ БРАУН /EIE DER MARIA BRAUN, DIE/, премия Немецкой киноакадемии за режиссуру, приз газеты Berliner Morgenpost на МКФ в Берлине 1979. ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ /DRITTE GENERATION, DIE/ 1978. В ГОД ТРИНАДЦАТИ ЛУН /IN EINEM JAHR MIT 13 MONDEN/ 1978. ПУТЕШЕСТВИЕ В СВЕТ /EINE REISE INS LICHT/ 1978. ГЕРМАНИЯ ОСЕНЬЮ / DEUTSCHLAND IM HERBST /, приз «Золотой медведь» МКФ в Берлине 1977. БОЛЬВИЗЕР /BOLWEISER/ 1977. ОТЧАЯНИЕ / DESPAIR /, премия Немецкой киноакадемии за режиссуру 1977. ЖЕНЩИНЫ В НЬЮ - ЙОРКЕ /FRAUEN IN NEW YORK/, ТВ 1976. КИТАЙСКАЯ РУЛЕТКА /CHINESISCHES ROULETTE/ 1976. Я ХОЧУ ТОЛЬКО , ЧТОБЫ ВЫ МЕНЯ ЛЮБИЛИ /ICH WILL DOCH NUR, DAß IHR MICH LIEBT/, ТВ 1976. САТАНИНСКОЕ ЗЕЛЬЕ /SATANSBRATEN/ 1975. КУЛАЧНОЕ ПРАВО СВОБОДЫ /FAUSTRECHT DER FREIHEIT/ 1975. СТРАХ ПЕРЕД СТРАХОМ /ANGST VOR DER ANGST/, ТВ 1975. ВОЗНЕСЕНИЕ МАТУШКИ КЮСТЕРС /MUTTER KÜSTERS' FAHRT ZUM HIMMEL/ 1975. КАК ПТИЦА НА ПРОВОДЕ /WIE EIN VOGEL AUF DEM DRAHT/, ТВ 1974. СТРАХ СЪЕДАЕТ ДУШУ / ANGST ESSEN SEELE AUF /, приз ФИПРЕССИ и приз экуменического жюри на МКФ в Канне 1974. ЭФФИ БРИСТ /EFFI BRIEST/ 1974. МАРТА /MARTHA/, ТВ 1974. НОРА ХЕЛЬМЕР /NORA HELMER/, ТВ 1973. МИР НА ПРОВОДЕ / WELT AM DRAHT /, ТВ 1973. МАЛОЛЕТКА / WILDWECHSEL /, ТВ 1972. БРЕМЕНСКАЯ СВОБОДА / BREMER FREIHEIT /, ТВ 1972. ГОРЬКИЕ СЛЕЗЫ ПЕТРЫ ФОН КАНТ / BITTEREN TR Ä NEN DER PETRA VON KANT , DIE / 1971. ПРОДАВЕЦ ЧЕТЫРЕХ ВРЕМЕН ГОДА /HANDLER DER VIER JAHRESZEITEN/, премия Немецкой киноакадемии за режиссуру 1971. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ СВЯТОЙ ПРОСТИТУТКИ / WARNUNG VOR EINER HEILIGEN NUTTE / 1971. УАЙТИ / WHITY / 1971. САПЕРЫ В ИНГОЛЬШТАДТЕ / PIONIERE IN INGOLSTADT /, ТВ 1971. РИО ДАС МОРТЕС / RIO DAS MORTES /, ТВ 1970. ПОЕЗДКА В НИКЛАСХАУЗЕР / NIKLASHAUSER FART , DIE /, ТВ 1970. АМЕРИКАНСКИЙ СОЛДАТ / AMERIKANISCHE SOLDAT , DER / 1970. ПОЧЕМУ РЕХНУЛСЯ ГОСПОДИН Р? / WARUM L Ä UFT HERR R . AMOK ?/, премия Немецкой киноакадемии за режиссуру 1970. КОФЕЙНЯ / KAFFEEHAUS , DAS /, ТВ 1970. БОГИ ЧУМЫ / G Ö TTER DER PEST / 1969. КАТЦЕЛЬМАХЕР / KATZELMACHER /, премия Немецкой киноакадемии за режиссуру, премия немецких кинокритиков за лучший фильм, призы МКФ в Мангейме и фестиваля телевизионных фильмов в Баден-Бадене 1969. ЛЮБОВЬ ХОЛОДНЕЕ СМЕРТИ / LIEBE IST K Ä LTER ALS DER TOD / 1966. МАЛЕНЬКИЙ ХАОС / KLEINE CHAOS , DAS / 1966. ГОРОДСКОЙ БРОДЯГА / STADTSTREICHER , DER /
|