кинопрокат тв-права новинки dvd каталог dvd события контакты  
о компании | где купить dvd | вакансии |
Имена
 
Ричард Бартон / Richard Burton
Наcтоящее имя: Ричард Уолтер Дженкинс
Актер
Родился: 10.11.1925 (Понтридифен, Уэльс, Великобритания)
Умер: 05.08.1984 (Женева, Швейцария)
Ричард Бартон

Настоящее имя Ричарда Бартона, одного из величайших британских актеров второй половины ХХ столетия, Ричард Уолтер Дженкинс. Он родился в огромной (был двенадцатым из тринадцати детей) бедной шахтерской семье. Мать умерла, когда Бартону было два года, и воспитывался он в семье старшей сестры. С отцом отношения всю жизнь были непростые, актер даже отказался приехать на его похороны. 17-летний Ричард брал уроки актерского мастерства у Филипа Бартона, очень с ним подружился, считал учителя своим приемным отцом и взял его фамилию в качестве творческого псевдонима.

В конце войны Бартон служил в британских ВВС, полгода проучился в Оксфорде (по специальной программе для военнослужащих), где попробовал свои силы в студенческом театре. В 1947-м он демобилизовался, в университет не вернулся, а через два года уже дебютировал на лондонской сцене. (В 70-х его пригласили в Оксфорд прочитать курс по английской поэзии.) 

Чтение было главной страстью Бартона. Он говорил: «Дом там, где книги». Прекрасно знал английскую и мировую литературу и, конечно, в первую очередь, драматургию. Он переиграл все главные шекспировские роли. Его называли лучшим Гамлетом поколения. На Бродвее его «Гамлет» выдержал 137 представлений, до этого рекорд принадлежал Джону Гилгуду (132), который, кстати, был режиссером спектакля с участием Бартона. («Я – сын шахтера, но играть королей и принцев мне было гораздо интереснее и «удобнее», чем представителей рабочего класса».)

Параллельно с началом карьеры в театре в конце 40-х Бартон начал сниматься в английском кино, а его дебют в Голливуде («Моя кузина Рейчел», 1952) был просто блестящим. Он получил «Золотой глобус» как лучший новичок и был номинирован на премию «Оскар». В последующие годы его номинировали еще шесть раз, но статуэтку так и не дали. Этот «рекорд» превзошел его друг Питер О’Тул – у которого восемь безуспешных номинаций, но хотя бы есть почетный «Оскар» «за вклад». Столько раз обиженные великие британцы – это, несомненно, один из главных курьезов в истории Американской киноакадемии.

В начале 60-х на съемках «Клеопатры» он познакомился с Элизабет Тейлор, главной женщиной его жизни. Любовь была сумасшедшая, страсти через край, что сказалось на работе съемочной группы – исполнители главных ролей регулярно опаздывали или вообще не приходили на площадку. Судьбоносный фильм в готовом виде актер не видел («Не хочу покончить жизнь самоубийством»). Бартон развелся с женой Сибил Уильямс, матерью его двух дочек, а в 1964-м они с Тейлор поженились, удочерили девочку, вместе сыграли еще в десяти картинах, в том числе в «Укрощении строптивой», «Кто боится Вирджинии Вульф?» и «Комедиантах». С годами страсти не затихали, иногда семейные сцены заканчивались драками. В 1974-м они развелись, через год снова поженились, а в 1976-м снова расстались. Он говорил, что любил ее так сильно, как не бывает, хотя мог иронизировать по поводу двойного подбородка или коротких ног общепризнанной красавицы.

Бартон был женат пять раз (включая два брака с Тейлор). Пользовался невероятным успехом у женщин. Пожилая секс-богиня Марлен Дитрих, у которой были романы практически со всеми знаменитостями, восторгалась им («Какой харизматичный!») и печально вздыхала («Как жаль, что у него есть любимая женщина»). Он мог оценивать женщин иронично («Софи Лорен? О, это эротическая мечта») или с искренним восторгом («Кто хоть немного знал Джули Эндрюс, не мог не любить ее»). Его близкими друзьями были Питер О'Тул, Ричард Харрис, Лоуренс Оливье, Хамфри Богарт. Друзьями их (с Тейлор) семьи – Марлон Брандо и президент Югославии Тито. Бартон очень высоко оценивал творчество коллег – Альберта Финни, Майкла Кейна, Алана Бейтса.

Всю жизнь он страдал от алкоголизма, пытался лечиться, но безуспешно («Если у вас возникли проблемы с алкоголем – это навсегда»). Много курил, иногда по пять пачек в день. 

Часто его упрекали за участие в коммерческих проектах, денежных, но не очень подходящих ему по статусу великого актера. А он и не оправдывался. Однажды Бартон написал: «Я вырос в нищете, а теперь покупаю картины стоимостью миллионы долларов. Но в душе я коммунист. И здесь нет противоречия, ведь я никого не эксплуатирую». А про смысл жизни у него была придумана очень четкая формулировка – «Все, что я хочу – жить, купить новый ягуар и играть в театре Old Vic ».


Избранная фильмография актера:

1984. 1984 ПО ОРУЭЛЛУ /NINETEEN EIGHTY-FOUR/, реж . Майкл Редфорд

1984. ОСТРОВ ЭЛЛИС / ELLIS ISLAND /, ТВ, реж. Джерри Лондон

1983. ВАГНЕР / WAGNER /, ТВ, реж. Тони Палмер

1980. КРУГ ДЛЯ ДВОИХ / CIRCLE OF TWO /, реж. Жюль Дассен

1979. СЕРЖАНТ ШТАЙНЕР / SERGEANT STEINER /, реж. Эндрю МакЛаген

1978. ПРИКОСНОВЕНИЕ МЕДУЗЫ / MEDUSA TOUCH , THE /, реж. Джек Голд

1978. ДИКИЕ ГУСИ /WILD GEESE, THE/, реж . Эндрю МакЛаген

197 8 . ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ / ABSOLUTION /, реж. Энтони Пейдж

1977. ИЗГОНЯЮЩИЙ ДЬЯВОЛА -2: ЕРЕТИК /EXORCIST 2: THE HERETIC/, реж . Джон Бурман

1977. ЭКВУС /EQUUS/, реж . Сидни Люмет, премия «Золотой глобус» и номинация на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль

1974. КУКЛУКСКЛАНОВЕЦ /KLANSMAN, THE/, реж . Теренс Янг

197 3 . УБИЙСТВО В РИМЕ /MASSACRE IN ROME/, реж . Джордж П . Косматос

1972. СИНЯЯ БОРОДА / BLUEBEARD /, реж. Эдвард Дмитрык, Лючано Сакрипанти

1972. УБИЙСТВО ТРОЦКОГО /ASSASSINATION OF TROTSKY, THE/, реж . Джозеф Лоузи

1972. ХЭММЕРСМИТ ВЫШЕЛ НА ВОЛЮ / HAMMERSMITH IS OUT /, реж. Питер Устинов

1971. ПОХОД РОММЕЛЯ /RAID ON ROMMEL/, реж . Генри Хатауэй

1969. ТЫСЯЧА ДНЕЙ КОРОЛЕВЫ АННЫ /ANNE OF THE THOUSAND DAYS/, реж . Чарльз Джарротт, номинации на премию «Оскар» и премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль

1969. ЛЕСТНИЦА / STAIRCASE /, реж. Стенли Донен

1968. КУДА ЗАЛЕТАЮТ ТОЛЬКО ОРЛЫ /WHERE EAGLES DARE/, реж . Брайан Хаттон 1968. БУМ /BOOM/ , реж. Джозеф Лоузи

1967. КОМЕДИАНТЫ /COMEDIANS, THE/, реж . Питер Гленвилл

1967. УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ /TAMING OF THE SHREW, THE/, реж . Франко Дзеффирелли, номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA «Лучший британский актер», премия David di Donatello лучшему зарубежному актеру

1966. КТО БОИТСЯ ВИРДЖИНИИ ВУЛЬФ /WHO'S AFRAID OF VIRGINIA WOOLF?/, реж . Майк Николс, номинации на премию «Оскар» и премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль, премия Британской киноакадемии BAFTA в номинации «Лучший британский актер»

1965. КУЛИК /SANDPIPER, THE/, реж . Винсент Миннелли

1965. ШПИОН , ПРИШЕДШИЙ С ХОЛОДА /SPY WHO CAME IN FROM THE COLD, THE/, реж . Мартин Ритт, номинация на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль, премия Британской киноакадемии BAFTA в номинации «Лучший британский актер»

1964. БЕКЕТ / BECKET /, реж. Питер Гленвилл, номинации на премию «Оскар» и премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль

1964. НОЧЬ ИГУАНЫ /NIGHT OF THE IGUANA, THE/, реж . Джон Хьюстон

1964. ГАМЛЕТ / HAMLET /, реж. Билл Коллеран, Джон Гилгуд

1963. КЛЕОПАТРА /CLEOPATRA/, реж . Джозеф Л . Манкевич

1963. ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ ПЕРСОНЫ / V . I . P . s , THE /, реж. Энтони Асквит

1962. САМЫЙ ДЛИННЫЙ ДЕНЬ / LONGEST DAY , THE /, реж. Кен Аннакин, Эндрю Мортон, Бернард Викки  

1960. БУРЯ /TEMPEST, THE/, ТВ, реж . Джордж Шефер

1959. ОГЛЯНИСЬ ВО ГНЕВЕ /LOOK BACK IN ANGER/, реж . Тони Ричардсон, номинация на премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль, номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA «Лучший британский актер»

1958. ГОРЬКАЯ ПОБЕДА / BITTER VICTORY /, реж. Николас Рей

1956. АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ / ALEXANDER THE GREAT /, реж. Роберт Россен

1955. ДОЖДИ РАНЧИПУРА /RAINS OF RANCHIPUR/, реж . Жан Негулеско

1953. БАГРЯНИЦА / ROBE , THE /, реж. Генри Костер, номинация на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль

1952. МОЯ КУЗИНА РЕЙЧЕЛ /MY COUSIN RACHEL/, реж . Генри Костер, номинация на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана, премия «Золотой глобус» лучшему дебютанту

 

 
Бекет / Becket
1964, Великобритания-США
режиссер: Питер Гленвилл
в ролях:  Ричард БартонПитер О'ТулДжон ГилгудДжино ЧервиПаоло Стоппа

«Оскар» за лучшую экранизацию и еще 11 (!) номинаций на премию Американской киноакадемии. Грандиозное историческое полотно о королях и...