Дино Ризи, психиатр по образованию, в кино попал случайно – благодаря своему знакомому, Альберто Латтуаде, предложившему ему поработать ассистентом режиссера у Марио Сольдати. Это было в 1940 году. Ризи поработал и вернулся к врачебной практике. Во время войны он оказался в Швейцарии, где прослушал цикл лекций классика мирового кино Жака Фейдера. Вернувшись на родину, снял несколько документальных и игровых короткометражек и только после этого окончательно решил связать свою жизнь с большим кино. Начинал с написания сценариев ( « Анна», «Тото и король Ри ма», оба – 1951). В 1951 году снял дебютный фильм « Каникулы с гангстером» . Ризи стал одним из ведущих комедиографов страны. В его фильмах, снятых в неореалистической стилистике, доминировали чувственность и красота. По сути, он, вслед за Луиджи Ко менчини, продолжал развивать «розовый не ореализм» («Хлеб, любовь и...», 1955, «Бедные, но красивые » , 1957, «Миллионеры-бедняки», 1959) . Критики называли их псевдонародными, но зрителям эти фильмы нравились. В 1961-м режиссер попытался сделать проблемную кар тину «Трудная жизнь» (в советском про кате – «Журналист из Рима»), но она получилась легкомысленно-веселой . Ризи вернулся к «чистым» комедиям , в которых объектом его сарказма стал национальный характер на фоне социальных изменений в стране ( «Обгон», 1962, «Поход на Рим», 1963, «Чудовища», 1963) . В 70-е, когда итальянское кино сильно политизировалось, Ризи снял несколько социально зна чимых, но ироничных (в своем стиле) картин ( «Именем итальянского народа», 1971 , «Белые телефоны», 1976 , «Дорогой папа», 1979) . В 1974-м он поставил одну из самых знаменитых своих лент – «Запах женщины». За роль в этой картине Витторио Гассман получил приз на кинофестивале в Канне. Фильм был удостоен премии «Сезар» как лучшая иностранная лента, сценарий Руджеро Маккари и Дино Ризи и фильм в целом номинировались на «Оскара», но ничего не получили. Однако спустя 18 лет американцы сняли римейк «Запаха женщины», который принес Аль Пачино премию Американской киноакадемии. В 80-е Ризи пытался еще дальше отступить от привычного жанра: поставил мелодраму с элементами мистики « Призрак любви», потом средневековую сказку для взрослых «Добрый король Дагобер». В 2002 году на МКФ в Венеции Ризи наградили «Золотым львом» за карьеру в кинематографе. Эту премию режиссеру вручил сын Витторио Гассмана, актер Алессандро Гассман. Семья самого Дино Ризи – сплошь кинематографисты: один из его братьев, Фернандо, – оператор, другой брат, Нело, – режиссер, режиссерами стали и сыновья Дино, Марко и Клаудио. Избранная фильмография режиссера: 1996. Молодые и красивые / Giovani e belli / 1990. Жизнь с сыновьями / Vita coi figli /, тв 1990. Избавляю от беспокойства / Tolgo il disturbo / 1984. ДОБРЫЙ КОРОЛЬ ДАГОБЕР /Dagobert/ 1982. СЕКС И ОХОТНО /SESSO E VOLENTIERI/ SEX AND VIOLENCE/ 1981. ПРИЗРАК ЛЮБВИ /FANTASMA D'AMORE/ 1980. ВОСКРЕСНЫЕ ЛЮБОВНИКИ /SUNDAY LOVERS, segment ARMANDO'S NOTEBOOK/ 1979. ДОРОГОЙ ПАПА /CARO PAPÀ/ 1978. ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ /PRIMO AMORE/ 1977. НОВЫЕ ЧУДОВИЩА /NUOVI MOSTRI, I segments CON I SALUTI DEGLI AMICI, TANTUM ERGO, PORNODIVA, MAMMINA MAMMONA, SENZA PAROLE/ 1977. КОМНАТА ЕПИСКОПА /STANZA DEL VESCOVO, LA/THE BISHOP'S ROOM/ 1976. БЕЛЫЕ ТЕЛЕФОНЫ / Telefoni bianchi / 1974. ЗАПАХ ЖЕНЩИНЫ / PROFUMO DI DONNA /, премия «Сезар» за лучший иностранный фильм, премия David Di Donatello за лучшую режиссуру, номинации на премию «Оскар» за лучший сценарий и лучший иноязычный фильм 1973. КУСАЙ И БЕГИ /Mordi e fuggi/ 1971. ИМЕНЕМ ИТАЛЬЯНСКОГО НАРОДА / IN NOME DEL POPOLO ITALIANO / 1971. ЖЕНА СВЯЩЕННИКА /MOGLIE DEL PRETE, LA/ 1967 . ТИГР /TIGRE, IL/ THE TIGER AND THE PUSSYCAT/ 1966. ОПЕРАЦИЯ « СВЯТОЙ ЯНУАРИЙ » /OPERAZIONE SAN GENNARO/TREASURE OF SAN GENNARO/, приз Московского МКФ за лучшую режиссуру 1965. КОМПЛЕКСЫ /I COMPLESSI/ 1965. ГАУЧО /GAUCHO, IL/ 1963. ЧУДОВИЩА /I MOSTRI/ 1963. ПОХОД НА РИМ /MARCIA SU ROMA, LA/ 1962. ОБГОН /SORPASSO, IL/ THE EASY LIFE/ 1961. ТРУДНАЯ ЖИЗНЬ / ЖУРНАЛИСТ ИЗ РИМА / VITA DIFFICILE , UNA / 1960. ЛЮБОВЬ В РИМЕ /UN AMORE A ROMA/ 1960. МАТАДОР / IL MATTATORE / 1959. Миллионеры-бедняки / Poveri millionari / 1957. БЕДНЫЕ, НО КРАСИВЫЕ / POVERI MA BELLI / 1955. ХЛЕБ , ЛЮБОВЬ И ... / PANE, AMORE E... / 1953. ЛЮБОВЬ В ГОРОДЕ /AMORE IN CITTÀ, L', segment PARADISO PER 4 ORE/ 1951. Каникулы с гангстером / Vacanze col gangster/
|