 Лина Вертмюллер родилась в аристократической семье. В 1951-м окончила Римскую театральную академию. Более десяти лет работала в театре, на радио и телевидении. В начале 60-х познакомилась с Федерико Феллини. Была третьим помощником режиссера на съемках «Восьми с половиной». После чего сняла свой первый фильм – «Василиски» (1963), не без влияния недавнего шефа, но и вполне самостоятельный для того, чтобы быть отмеченным призом престижного кинофестиваля в Локарно. Лилиана Кавани, вторая знаменитая итальянка, тоже выбравшая эту мужскую профессию и начинавшая карьеру в 60-е, стала специалисткой по глобальным философским и религиозным темам, а также по извращенному сексу. Вертмюллер, в поисках собственного стиля поставившая «комедию по-итальянски» «Если позволите, на этот раз поговорим о мужчинах» и мюзикл «Рита-надоеда», в начале 70-х набрела на свою «золотую жилу». С тех пор она снимает фирменные трагифарсы, с большим или меньшим уклоном в драматичность, но всегда наполненные язвительным и абсурдистским юмором, гротеском, иронией. Она рассказывает о социальных проблемах, но через жизнь реальных людей. Сценарии пишет сама, и это, как правило, очень неординарные истории. В 1975-м за «Паскуалино – Семь красоток» она была номинирована на премию «Оскар» как режиссер и сценарист. Причем, была первой в истории «Оскара» женщиной, попавшей в режиссерскую номинацию. В фильмах Вертмюллер много секса, побольше, пожалуй, чем у коллеги Кавани, но он более человечный, хотя и совсем не сентиментальный. Например, большая страсть, возникшая между социальными и политическими врагами (она – богатая, социал-демократка, он – бедный, коммунист) в картине «Отнесенные необыкновенной судьбой…», вырастает из взаимной ненависти, скандалов и мордобития. А ее «Летние ночи с греческим профилем…» можно считать ироническим перепевом самого скандального фильма Кавани «Ночной портье». Кавани рассказала мрачную историю любви нациста и узницы концлагеря. Вертмюллер придумала веселый сюжет-перевертыш о миллионерше, посадившей на цепь сицилийского бандита в порядке наказания за многочисленные преступления, но не устоявшей перед его чарами. Вертмюллер пишет сценарии не только для себя, но и для других режиссеров. Участвовала, например, в создании ленты Франко Дзеффирелли «Брат солнце, сестра луна» о Франциске Ассизском. Кстати, Кавани сняла об этом святом аж два фильма. Любимый актер Вертмюллер – Джанкарло Джаннини, она снимала его еще с середины 60-х. Часто в партнерши к нему приглашала Марианджелу Мелато. Муж Вертмюллер Энрико Джоб – художник большинства ее фильмов.
Избранная фильмография режиссера: 2004. ФАРШИРОВАННЫЕ ПЕРЦЫ ИДУТ В ДЕЛО / PEPERONI RIPIENI E PESCI IN FACCIA / 2001. ФРАНЧЕСКА И НУНЦИАТА / FRANCESCA E NUNZIATA /, ТВ 1999. ФЕРДИНАНД И КАРОЛИНА / FERDINANDO E CAROLINA / 1996 . НИМФА -ПЛЕБЕЙКА / NINFA PLEBEA / 1992. ЧАО , ПРОФЕССОР /IO SPERIAMO CHE ME LA CAVO/ 1990. СУББОТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ И ПОНЕДЕЛЬНИК / SABATO , DOMENICA E LUNED Ì/, ТВ 1989. 12 РЕЖИССЕРОВ О 12 ГОРОДАХ /12 REGISTI PER 12 CITT À, segment BARI/ 1989. В ЛУННУЮ НОЧЬ /IN UNA NOTTE DI CHIARO DI LUNA/ 1986. ЛЕТНИЕ НОЧИ С ГРЕЧЕСКИМ ПРОФИЛЕМ , МИНДАЛЕВИДНЫМИ ГЛАЗАМИ И ЗАПАХОМ БАЗИЛИКА /NOTTE D'ESTATE CON PROFILO GRECO, OCCHI A MANDORIA E ODORE DI BASILICO/ 1978. КРОВАВАЯ СТЫЧКА ДВУХ МУЖЧИН ИЗ - ЗА ОДНОЙ ВДОВЫ , ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО ПО ПОЛИТИЧЕСКИМ МОТИВАМ /FATTO DI SANGUE FRA DUE UOMINI PER CAUSA DI UNA VEDOVA – SI SOSPETTANO MOVENTI POLITICI/ 1978. КОНЕЦ СВЕТА В НАШЕЙ СУПРУЖЕСКОЙ ПОСТЕЛИ ОДНАЖДЫ ДОЖДЛИВОЙ НОЧЬЮ / FINE DEL MONDO NEL NOSTRO SOLITO LETTO IN UNA NOTTE PIENA DI PIOGGIA , LA / 1975. ПАСКУАЛИНО – СЕМЬ КРАСОТОК / PASQUALINO SETTEBELLEZZE /, номинации на премию «Оскар» за лучшую режиссуру и сценарий 197 4 . ОТНЕСЕННЫЕ НЕОБЫКНОВЕННОЙ СУДЬБОЙ В ЛАЗУРНОЕ МОРЕ В АВГУСТЕ /TRAVOLTI DA UN INSOLITO DESTINO NELL' AZZURRO MARE D'AGOSTO/ 1974. ВСЕ НА МЕСТЕ И ВСЕ В БЕСПОРЯДКЕ /TUTTO A POSTO E NIENTE IN ORDINE/ 1973. ФИЛЬМ О ЛЮБВИ И АНАРХИИ, ИЛИ СЕГОДНЯ В ДЕСЯТЬ УТРА НА ВИА ДЕЙ ФИОРИ В ИЗВЕСТНОМ ДОМЕ ТЕРПИМОСТИ / FILM D ' AMORE E D ' ANARCHIA , OVVERO ' STAMATTINA ALLE 10 IN VIA DEI FIORI NELLA NOTA CASA DI TOLLERANZA / 197 2 . МИМИ - МЕТАЛЛИСТ , УЯЗВЛЕННЫЙ В СВОЕЙ ЧЕСТИ /MIMI' METALLURGICO ERITO NELL 'ONORE/ 1967. НЕ ДРАЗНИТЕ НАДОЕДУ / NON STUZZICATE LA ZANZARA / 1966. РИТА-НАДОЕДА / RITA LA ZANZARA / 1965. ЕСЛИ ПОЗВОЛИТЕ, НА ЭТОТ РАЗ ПОГОВОРИМ О МУЖЧИНАХ / QUESTA VOLTA PARLIAMO DI UOMINI / 1963. ВАСИЛИСКИ / BASILISCHI , I /, приз за режиссуру на МКФ в Локарно
|