Даниэль Ольбрыхский – один из самых талантливых польских актеров, он хорошо известен в Европе, любим в родной стране. У него миллионы поклонников в России. На протяжении сорока лет. (В одном из интервью он не без кокетства заметил, что на Московском кинофестивале к нему подошла девушка за автографом для себя, своей мамы и бабушки.) Ольбрыхскому очень повезло в молодости – его, студента-первокурсника театральной школы, Анджей Вайда выбрал на главную роль в фильме «Пепел». Конец 60-х – начало 70-х – эпоха расцвета польского кинематографа, а Ольбрыхский стал ведущим актером этого периода. Вместе с Вайдой они сделали более десяти картин, в том числе бессмертные шедевры «Все на продажу», «Пейзаж после битвы», «Земля обетованная». Свои беспредельные творческие возможности и умение быть органичным в любой роли Ольбрыхский продемонстрировал в десятках лент – от психологических драм из современной жизни Кшиштофа Занусси («Структура кристалла», «Семейная жизнь») до исторических эпопей Ежи Гофмана («Пан Володыевский», «Потоп»). В 1968-м он впервые снялся в России – в военной эпопее Юрия Озерова «Освобождение». С начала 90-х («Бабочки» Андрея Малюкова) работает здесь регулярно («Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова, «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева, «Одноклассники» Сергея Соловьева). В 2007-м на Московском МКФ был отмечен призом имени Станиславского «за вклад» – почетной наградой для самых-самых выдающихся деятелей мирового кинематографа. Прекрасно владеет русским языком. Настольные книги – романы Толстого и стихи Ахматовой. Дружил с Окуджавой и Высоцким. Дружит с Михалковым и Кончаловским. Кончаловский в преддверии 60-летия актера поставил для него в Варшаве «Короля Лира» – несколько лет спектакль имел феноменальный успех. Такой же, как на рубеже 60 – 70-х – «Гамлет» с Ольбрыхским в главной роли. В 80-е, почти десятилетие, его имя в нашей стране было под запретом, так же, как и в Польше. В свое время он активно поддерживал «Солидарность», и после прихода к власти Ярузельского эмигрировал во Францию. Но и там оказался востребованным актером – снимался в выдающихся лентах у режиссеров из разных стран («Жестяной барабан» немца Шлендорфа, «Невыносимая легкость бытия» американца Кауфмана, «Болеро» француза Лелюша, «Форель» англичанина Лоузи). Всего в его фильмографии более 150 лент – поразительное желание и умение работать. Его личная жизнь не менее насыщена, чем творческая. Три брака. Первый – с актрисой Моникой Дзенисевич. Их сын Рафал – композитор и актер. Второй женой Ольбрыхского была Сюзанна Лапицкая, дочь известного польского актера Анджея Лапицкого, театровед, переводчик. Дочь актера от этого брака Вероника – модельер. В конце восьмидесятых во время съемок фильма «Роза Люксембург» у Ольбрыхского был роман с Барбарой Зуковой, родившей ему сына Виктора. Отношения с немецкой актрисой закончились драматически – актер не хотел разводиться с женой, и Зукова запретила ему видеться с ребенком. Нынешняя жена актера, Кристина, была его театральным импресарио, их служебные отношения со временем переросли в личные. Избранная фильмография актера: 2010. ПАССАЖИР ИЗ САН-ФРАНЦИСКО, реж. Анатолий Бальчев 2010. В ГОСТЯХ У $KAZKI, реж. Григорий Константинопольский 2010. СОЛТ / SALT /, реж. Филлип Нойс 2010. ОДНОКЛАССНИКИ, реж. Сергей Соловьев 2009. ОДА ИСТИНЕ / ODA AZ IGAZS Á G /, реж. Миклош Янчо 2009. ПОВТОРНЫЙ ВИЗИТ / REWIZYTA /, реж. Кшиштоф Занусси 2009. МЕНЬШЕЕ ЗЛО /MNIEJSZE ZLO/ , реж. Януш Моргенштерн 2009. ТАРАС БУЛЬБА, реж. Владимир Бортко 2009. ИДЕАЛЬНЫЙ ПАРЕНЬ ДЛЯ МОЕЙ ДЕВУШКИ / IDEALNY FACET DLA MOJEJ DZIEWCZYNY /, реж. Томаш Конецки, Бруно Борхольски 2008. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СОБАКА / UN HOMME ET SON CHIEN /, реж. Франсис Юстер 2007. НИЦШЕ В РОССИИ, реж. Нина Шорина 2006. КАПИТАНСКИЕ ДЕТИ, ТВ, реж. Вячеслав Никифоров 2005. ПЕРСОНА НОН ГРАТА /PERSONA NON GRATA/, реж. Кшиштоф Занусси 2005. НЕУЛОВИМЫЙ /ANTHONY ZIMMER/, реж. Жером Саль 2005. ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ, реж. Владимир Хотиненко 2005. ТУРЕЦКИЙ ГАМБИТ, реж. Джаник Файзиев 2004. МИЛЕДИ / MILADY /, ТВ, реж. Жозе Дайян 2004. БРЕЙК-ПОЙНТ /BREAKPOINT/, реж. Марек Новицкий 2003. КОГДА СОЛНЦЕ БЫЛО БОГОМ /STARA BASN. KIEDY SLONCE BYLO BOGIEM/, реж . Ежи Гофман 2002. МЕСТЬ / ZEMSTA /, реж. Анджей Вайда 2001. ВЕДЬМАК /WIEDZMIN/, реж . Марек Бродский 2001. КАНУН ВЕСНЫ /PRZEDWIOSNIE/, реж . Филип Байон 1999. ПАН ТАДЕУШ /PAN TADEUSZ/, реж . Анджей Вайда 1999. ОГНЕМ И МЕЧОМ /OGNIEM I MIECZEM/, реж . Ежи Гофман 1998. СИБИРСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК, реж. Никита Михалков 1997. БЕГ / SZ Ö K É S /, реж. Ливия Гьямати 1997. ДЕТИ И РЫБЫ / DZIECI I RYBY /, реж. Яцек Бромский 1996. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА: СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ / HOMMES , FEMMES , MODE D ' EMPLOI /, реж. Клод Лелюш 1993. Я – ИВАН, ТЫ – АБРАМ /MOI IVAN, TOI ABRAHAM/, реж. Иоланда Зоберман 1993. ОЧЕРЕДНОСТЬ ЧУВСТВ /KOLEJNOSC UCZUC/, реж. Радослав Пивоварский 1992. КОРОТКОЕ ДЫХАНИЕ ЛЮБВИ, реж. Валерий Харченко 1992. КРОВНЫЕ УЗЫ / LAZOS DE SANGRE /, реж. Пал Эрдош 1991. БАБОЧКИ, реж. Андрей Малюков 1989. ШАГИ ЛЮБВИ / PASSI D ' AMORE /, реж. Серджо Соллима 1989. ЗООПАРК / ZOO /, реж. Кристина Коменчини 1989 – 1990. ДЕКАЛОГ /DEKALOG/, ТВ, реж. Кшиштоф Кеслевский 1989. КРАСНЫЙ ОРКЕСТР / L ' ORCHESTRE ROUGE /, реж Жак Руффио 1989. ЮВЕЛИРНАЯ ЛАВКА / LA BOTTEGA DELL ' OREFICE /, реж. Майкл Андерсон 1988. НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ БЫТИЯ /UNBEARABLE LIGHTNESS OF BEING, THE/, реж . Филип Кауфман 1987. ПРОЩАЙ, МОСКВА / MOSCA ADDIO /, реж. Мауро Болоньини 1986. ШЕХЕРЕЗАДА /SIEKIEREZADA/ , реж. Витольд Лещинский 1986. РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ /ROSA LUXEMBURG/, реж . Маргарет фон Тротта 1985. КАСАБЛАНКА , КАСАБЛАНКА /CASABLANCA, CASABLANCA/, реж . Франческо Нути 1985. Я ПРОТИВ / JESTEM PRZECIW /, реж. Анджей Тшос-Раставецкий 1985. ПОЛИЦЕЙСКИЙ И ДЕВУШКА / DER BULLE & DAS M Ä DCHEN /, реж. Петер Кедлевич 1984. ДИАГОНАЛЬ СЛОНА /LA DIAGONALE DU FOU/, реж . Ришар Дембо 1983. ЛЮБОВЬ В ГЕРМАНИИ /EINE LIEBE IN DEUTSCHLAND/, реж . Анджей Вайда 1982. ФОРЕЛЬ /LA TRUITE/, реж . Джозеф Лоузи 1981. ИЗ ДАЛЕКОЙ СТРАНЫ / FROM A FAR COUNTRY /, реж. Кшиштоф Занусси 1981. БОЛЕРО /LES UNS ET LES AUTRES/, реж . Клод Лелюш 1980. РЫЦАРЬ /RYCERZ/ , реж. Лех Маевский 1979. БАРЫШНИ ИЗ ВИЛЬКО / PANNY Z WILKA /, реж. Анджей Вайда 1979. ЖЕСТЯНОЙ БАРАБАН /DIE BLECHTROMMEL/, реж . Фолькер Шлендорф 1975. ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ / ZIEMIA OBIECANA /, реж. Анджей Вайда 1974. ПОТОП / POTOP /, реж. Ежи Хофман, приз за лучшую мужскую роль на фестивале польского кино 1973. СВАДЬБА / WESELE /, реж. Анджей Вайда 1972. ПИЛАТ И ДРУГИЕ – ФИЛЬМ НА СТРАСТНУЮ ПЯТНИЦУ / PILATUS UND ANDERE – EIN FILM F Ü R KARFREITAG /, ТВ, реж. Анджей Вайда 1971. АГНЕЦ БОЖИЙ /É GI B Á R Á NY /, реж. Миклош Янчо 1970. СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ / ZYCIE RODZINNE /, реж. Кшиштоф Занусси 1970. ПАЦИФИСТКА / LA PACIFISTA /, реж. Миклош Янчо 1970. БЕРЕЗНЯК / BRZEZINA /, реж. Анджей Вайда, приз за лучшую мужскую роль на МКФ в Москве 1970. ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ / KRAJOBRAZ PO BITWIE /, реж. Анджей Вайда 1969. СТРУКТУРА КРИСТАЛЛА /STRUKTURA KRYSZTALU/, реж. Кшиштоф Занусси 1969. СОЛЬ ЗЕМЛИ ЧЕРНОЙ / S Ó L ZIEMI CZARNEJ /, реж. Казимеж Куц 1969. ОХОТА НА МУХ / POLOWANIE NA MUCHY /, реж. Анджей Вайда 1969. ПАН ВОЛОДЫЕВСКИЙ /PAN WOLODYJOWSKI/, реж . Ежи Гофман 1969. ПРЫЖОК /SKOK/, реж. Казимеж Куц 1968. ОСВОБОЖДЕНИЕ: ОГНЕННАЯ ДУГА, реж. Юрий Озеров 1968. ВСЁ НА ПРОДАЖУ /WSZYSTKO NA SPRZEDAZ/, реж. Анджей Вайда 1968. ГРАФИНЯ КОССЕЛЬ / HRABINA COSEL /, реж. Ежи Антчак 1967. ЙОВИТА /JOWITA/, реж. Януш Моргенштерн 1966. ПОТОМ НАСТУПИТ ТИШИНА / POTEM NASTAPI CISZA /, реж. Януш Моргенштерн 1965. ПЕПЕЛ / POPIOLY /, реж. Анджей Вайда 1964. РАНЕНЫЙ В ЛЕСУ /RANNY W LESIE/, реж. Януш Насфетер
|