Композитор, чье имя является синонимом всего лучшего в киномузыке, Эннио Морриконе оказал поистине революционное воздействие на звукоряд фильмов. Работы Морриконе отличает изобретательность – композитор любит экспериментировать с аранжировками, он сочетал электрогитары и губные гармошки с оркестрами задолго до того, как это стало веянием моды, и нередко использовал в качестве ударных реальные звуки (церковные колокола, наручные часы, удары хлыстов и пистолетные выстрелы). Эннио Морриконе, сын музыкантов Лоберы Ридольфы и Марио Морриконе, сочинил первые мелодии в шесть лет. В двенадцать он начал заниматься гармонией и композицией по четырехлетней программе римской консерватории. Окончил курс за два года, одновременно успев научиться играть на тромбоне. В юности Морриконе зарабатывал на жизнь, играя в римских ночных клубах, а с середины пятидесятых начал писать музыку для телевидения и делать аранжировки для таких звезд, как Марио Ланца. Свой первый саундтрек Морриконе написал в 1961-м – для фильма Лючано Сальче «Фашистский вожак». За сорок лет он сочинил их более четырехсот – почти по саундтреку в месяц. Морриконе приобрел всемирную известность после незабываемой партитуры к вестерну своего одноклассника Серджо Леоне «За пригоршню долларов» (1964), который стал первой из шести совместных работ композитора и режиссера. Это сотрудничество стало одним из самых значительных в истории кино. Несмотря на то, что в большей степени его имя ассоциируется с вестернами, композитор работал также с такими итальянскими режиссерами, как Бернардо Бертолуччи («Двадцатый век», 1976) и Пьер Паоло Пазолини («Теорема», 1968, «Декамерон», 1971, «Сало, или 120 дней Содома», 1975). Еще в молодости Морриконе решил, что никогда не покинет Рим и никогда не будет говорить по-английски. Тем не менее он успел поработать со многими европейскими и американскими режиссерами и получил номинации на премию «Оскар» за «Дни жатвы» Теренса Малика (1978), «Миссию» Ролана Жоффе (1986), «Неприкасаемых» Брайана Де Пальмы (1987), «Багси» Барри Левинсона (1991) и «Малену» Джузеппе Торнаторе (2000). Ни одной статуэтки за отдельные фильмы Морриконе не получил, зато в 2007-м его наградили почетным «Оскаром» за все творчество сразу. Несмотря на преклонный возраст, композитор не сбавляет обороты: в 2003-м он сочинил музыку для девяти проектов, в 2004-м – для шести, включая блокбастер «72 метра» Владимира Хотиненко. На вопрос о том, не пора ли передохнуть, Морриконе отвечает: «Если вспомнить, сколько написал Бах или сколько сочинил Моцарт за свои 33 года, я выгляжу просто бездельником. Я бы хотел немного расслабиться, но пока не время». Избранная фильмография композитора: 2008. ДЕМОНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА /DEMONI DI SAN PIETROBURGO, I/, реж. Джулиано Монтальдо 2006. НЕЗНАКОМКА /SCONOSCIUTA, LA/, реж. Джузеппе Торнаторе 2004. 72 МЕТРА, реж. Владимир Хотиненко 2002. ИГРА РИПЛИ / RIPLEY ’ S GAME /, реж. Лилиана Кавани 2000. МАЛЕНА /MALENA/, реж. Джузеппе Торнаторе, номинации на премию «Оскар» и премию «Золотой глобус» за лучшую музыку 2000. ВАТЕЛЬ /VATEL/, реж. Ролан Жоффе 2000. МИССИЯ НА МАРС /MISSION TO MARS/, реж. Брайан Де Пальма 1999. ЛЕГЕНДА О ПИАНИСТЕ /LEGEND OF 1900/, реж. Джузеппе Торнаторе, премия «Золотой глобус» за лучшую музыку 1998. ПРИЗРАК ОПЕРЫ /IL FANTASMA DELL'OPERA/, реж . Дарио Ардженто 1998. БУЛВОРТ /BULWORTH/, реж. Уоррен Битти 1997. ЛОЛИТА /LOLITA/, реж. Эдриан Лайн 1997. ПОВОРОТ /U-TURN/, реж. Оливер Стоун 1996. ВОЛЧИЦА / LUPA , LA /, реж. Габриэле Лавиа 1996. СИНДРОМ СТЕНДАЛЯ / STENDHAL SYNDROME , THE /, реж. Дарио Ардженто 1995. МОИСЕЙ /MOSES/, ТВ, реж. Роджер Янг 1994. ВОЛК /WOLF/, реж. Майк Николс 1994. РАЗОБЛАЧЕНИЕ /DISCLOSURE/, реж. Барри Левинсон 1994. ЛЮБОВНАЯ ИСТОРИЯ /LOVE AFFAIR/, реж. Гленн Гордон Кэрон 1994. ПРОСТАЯ ФОРМАЛЬНОСТЬ /A PURE FORMALITY/, реж. Джузеппе Торнаторе 1993. АВРААМ /ABRAHAM/, реж. Джозеф Сарджент 1992. ГОРОД УДОВОЛЬСТВИЙ /CITY OF JOY/, реж. Ролан Жоффе 1991. ПЕРЕСТУПАЯ ЧЕРТУ / CROSSING THE LINE /, реж. Дэвид Лиланд 1991. БАГСИ / BUGSY /, реж. Барри Левинсон, номинации на премию «Оскар» и премию «Золотой глобус» за лучшую музыку 1991. МУЖЬЯ И ЛЮБОВНИКИ /LA VILLA DEL VENERDÌ/, реж. Мауро Болоньини 1991. ДЕНЬГИ / MONEY /, реж. Стивен Х. Стерн 1990. СОСТОЯНИЕ ИССТУПЛЕНИЯ / STATE OF GRACE /, реж. Фил Жоану 1990. ГАМЛЕТ / HAMLET /, реж. Франко Дзеффирелли 1989. ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ / CASUALTIES OF WAR /, реж. Брайан Де Пальма, номинация на премию «Золотой глобус» за лучшую музыку 1989. ТОЛСТЯК И МАЛЫШ /FAT MAN AND LITTLE BOY/, реж . Ролан Жоффе 1989. ВРЕМЯ УБИВАТЬ / TIME TO KILL /, реж. Джулиано Монтальдо 1989. СВЯЖИ МЕНЯ! / ANAME ! / TIE ME UP ! TIE ME DOWN !/, реж. Педро Альмодовар 1988. НЕИСТОВЫЙ / НА ГРАНИ БЕЗУМИЯ /FRANTIC/, реж. Роман Поланский 1988. НОВЫЙ КИНОТЕАТР «ПАРАДИЗО» /NUOVO CINEMA PARADISO/, реж. Джузеппе Торнаторе, премия Британской киноакадемии BAFTA за лучшую музыку 1987. НЕПРИКАСАЕМЫЕ /UNTOUCHABLES, ТНЕ/, реж. Брайан Де Пальма, премия Британской киноакадемии BAFTA , номинации на премию «Оскар» и премию «Золотой глобус» за лучшую музыку 1987. ОЧКИ В ЗОЛОТОЙ ОПРАВЕ /OCCHIALI D'ORO, GLI/, реж. Джулиано Монтальдо 1987. СЕКРЕТ САХАРЫ / SECRET OF THE SAHARA /, реж. Альберто Негрин 1986. МИССИЯ / MISSION , THE /, реж. Ролан Жоффе, премия Британской киноакадемии BAFTA , премия «Золотой глобус» и номинация на премию «Оскар» за лучшую музыку 1985. РЫЖАЯ СОНЯ / RED SONJA /, реж. Ричард Флейшер 1985. КЛЕТКА ДЛЯ ЧУДИКОВ -3 /CAGE AUX FOLLES 3, LA/, реж . Жорж Лотнер 1984. ОДНАЖДЫ В АМЕРИКЕ /ONCE UPON A TIME IN AMERICA/, реж . Серджо Леоне, премия Британской киноакадемии BAFTA и номинация на премию «Золотой глобус» за лучшую музыку 1984. САХАРА /SAHARA/, реж. Эндрю В. МакЛаглен 1984. СМЕРТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК /CORRUPT/, реж. Роберто Фаэнца 1983. ВНЕ ЗАКОНА /MARGINAL, LE/, реж. Жак Дере 1983. КЛЮЧ /CHIAVE, LA/, реж . Тинто Брасс 1981. ПРОФЕССИОНАЛ /PROFESSIONNEL, LE/, реж . Жорж Лотнер 1981. БАБОЧКА / BUTTERFLY /, реж. Мэтт Цимбер, номинация на премию «Золотой глобус» за лучшую песню 1981. НЕПОКОРНОСТЬ /DISUBBIDIENZA, LA/, реж . Альдо Ладо 1980. ОСТРОВ / ISLAND , THE /, реж. Майкл Ричи 1980. ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ ДАМЫ С КАМЕЛИЯМИ /STORIA VERA DELLA SIGNORA DALLE CAMELIE / LA DAME AUX CAMELIAS/ , реж . Мауро Болоньини 1980. КЛЕТКА ДЛЯ ЧУДИКОВ-2 /CAGE AUX FOLLES 2/, реж. Эдуар Молинаро 1979. КРОВНЫЕ УЗЫ / BLOODLINE /, реж. Теренс Янг 1978. КЛЕТКА ДЛЯ ЧУДИКОВ /CAGE AUX FOLLES/, реж. Эдуар Молинаро 1978. ДНИ ЖАТВЫ /DAYS OF HEAVEN/, реж . Теренс Малик, премия Британской киноакадемии BAFTA и номинация на премию «Оскар» за лучшую музыку 1977. ИЗГОНЯЮЩИЙ ДЬЯВОЛА-2: ЕРЕТИК / EXORCIST 2: THE HERETIC /, реж. Джон Бурман 1976. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК /NOVECENTO/, реж. Бернардо Бертолуччи 1975. СТРАХ НАД ГОРОДОМ /PEUR SUR LA VILLE/, реж . Анри Верней 1975. САЛО , ИЛИ 120 ДНЕЙ СОДОМА /SALO, O LE 120 GIORNATE DI SODOMA/, реж . Пьер Паоло Пазолини 1 972. ПОМЕСТИ ЧУДОВИЩЕ НА ПЕРВУЮ ПОЛОСУ /SBATTI IL MOSTRO IN PRIMA PAGINA/, реж . Марко Беллоккио 972. СИНЯЯ БОРОДА / BLUEBEARD /, реж. Эдвард Дмитрык 1972. ЗМЕЙ /SERPENT, LE/ , реж . Анри Верней 1972. УБИЙСТВО В РИМЕ /MASSACRE IN ROME/, реж . Джордж Пан Косматос 1971. КЕНТЕРБЕРИЙСКИЕ РАССКАЗЫ /RACCONTI DI CANTERBURY, I/, реж . Пьер Паоло Пазолини 1971. ДЕКАМЕРОН / DECAMERONE , IL /, реж. Пьер Паоло Пазолини 1970. ПТИЦА С ХРУСТАЛЬНЫМИ ПЕРЬЯМИ /L'UCCELLO DALLE PIUME DI CRISTALLO/, реж . Дарио Ардженто 1969. ДВА МУЛА ДЛЯ СЕСТРЫ САРЫ /TWO MULES FOR SISTER SARA/, реж . Дон Сигел 1969. ОДНАЖДЫ НА ДИКОМ ЗАПАДЕ / C ' ERA UNA VOLTA IL WEST /, реж. Серджо Леоне 1968. ТЕОРЕМА /TEOREMA/, реж. Пьер Паоло Пазолини 1967. ГАРЕМ / HAREM , L '/, реж. Марко Феррери 1966. ХОРОШИЙ , ПЛОХОЙ , ЗЛОЙ /BUONO, IL BRUTTO, IL CATTIVO, IL/, реж . Серджо Леоне 1966. КУЛАКИ В КАРМАНЕ / I PUGNI IN TASCA /, реж. Марко Беллоккио 1966. ПТИЦЫ БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ / UCCELLACCI E UCCELLINI /, реж. Пьер Паоло Пазолини 1965. НА НЕСКОЛЬКО ДОЛЛАРОВ БОЛЬШЕ /PER QUALCHE DOLLARO IN PIU/, реж. Серджо Леоне 1964. ЗА ПРИГОРШНЮ ДОЛЛАРОВ / PER UN PUGNO DI DOLLARI /, реж. Серджо Леоне 1964. ПЕРЕД РЕВОЛЮЦИЕЙ / PRIMA DELLA RIVOLUZIONE /, реж. Бернардо Бертолуччи 1961. ФАШИСТСКИЙ ВОЖАК / FASCIST , THE /, реж. Лючано Сальче
|